У ребенка адаптация в детско саду, боюсь, что он замкнется в себе.

У ребенка адаптация в детско саду, боюсь, что он замкнется в себе.

Ребенок пошел в детский сад, сильных истерик нет, сейчас идет адаптация. Меня смущает то, что он плачет в течении всего дня (как говорит воспитательница), воспитательница берет его на руки - он успокаивается. Потерял интерес к детским площадкам, хочет находиться только дома. Я переживаю, может ли он замкнуться в себе?

Марина

Здравствуйте, Марина.Конечно, вы как мать чутко реагируете на изменения, происходящие с вашим сыном, и это - нормально. Возможно, вам поможет понимание, что подобные описанным вами настроения - временные, пройдет совсем немного времени, и ваш мальчик вовлечется в игры с другими детьми и снова будет проявлять интерес к детской площадке. Пока же ребенок испытывает стресс, он просто не способен на это: ему нужно привыкнуть к незнакомой обстановке, почувствовать себя в безопасности и твердо убедиться в этом. Но этот процесс требует времени, и в каждом случае это индивидуально: зависит от ребенка и от среды - как в садике, так и дома. Впрочем, вы можете помочь малышу сгладить острые углы адаптации. Как это ни странно, не вынуждая его играть на детской площадке, а находиться помимо садика исключительно в комфортной для него среде, где он может восстанавливаться от перенесенного стресса столько, сколько ему будет нужно. Не хочет идти на площадку - не надо, это не жизненно необходимо. Гораздо важнее для малыша сейчас быть в безопасной, привычной обстановке. Хорошо, что вы можете ему ее обеспечить. Это не повлияет на то, что он замкнется в себе, а как раз наоборот: экспериментально доказано, что надежное присутствие значимого взрослого рядом с ребенком - главное условие его познавательной активности. Воспитательница пока не стала для него таким взрослым, так что запаситесь терпением и дайте ребенку адаптироваться в своем темпе в новой для него обстановке. Замкнутость, тревожность и недоверие - естественное поведение человека в незнакомой среде, особенно - маленького и беззащитного.
В то же время, формируйте у сына положительный образ садика. Всегда увлеченно расспрашивайте его о том, что нового и интересного было в течение дня, а накануне - фантазируйте о том, какие приятные события могут его ожидать в группе. Для большего спокойствия и уверенности поддерживайте контакт с привычной домашней средой. Будет здорово, если малыш сможет брать в садик вещи, ассоциирующиеся у него с домом и безопасной средой - это снизит тревожность. Это может быть любимая игрушка, платок, одеяльце или какая-то другая небольшая и безопасная вещь. Не форсируйте события, не корите и не ругайте сына за то, что он с трудом адаптируется - так он только будет испытывать чувство вины за то, в чем он совсем не виноват. Окажите ему поддержку и внимание по мере своих возможностей, и все постепенно наладится.

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»