Вопрос специалисту

У ребенка две проблемы: полное отсутствие интереса к учебе и зависимость от телефона

У ребенка две проблемы: полное отсутствие интереса к учебе и зависимость от телефона

Здравствуйте! У нас две проблемы-полное отсутствие интереса к учебе и зависимость от телефона. К учебе и раньше относилась так же, все уроки из под палки, но в этом году еще хуже стало (5 класс), особенно с математикой. Не соображает или не хочет делать даже то, что умела раньше, новую тему вообще не объяснить, тупо смотрит в одну точку и сидит, может два часа так просидеть, я пытаюсь помочь, но она кричит, что не понимает ничего, начинает швырять ручки и чиркать в черновике. Причем ступор только в математике, русский нормально, английский тоже (с моей помощью только). Начальную школу закончила почти на отлично, только русский математика 4, опять же потому что я с ней сидела каждый вечер. Устные предметы просто читает, учить не хочет, в рез-те может принести 2 в дневнике за то, что не ответила на вопрос учителя. История, география-достаточно сложные предметы, которые не запоминаются даже мне, если их просто прочитать один раз. Я периодически выхожу из себя, кричу на нее, срываюсь, но с математикой мы можем просидеть весь вечер, на остальные уроки времени не остается, и в рез-те она опять приносит 3 за контрольную и опять делает те же ошибки по пройденной теме. Вторая проблема - телефон, подарили месяц назад на день рождения, она закачала туда игры и теперь везде с ним, даже в туалет. Я сначала не возражала, но она стала сидеть в нем весь день, как придет со школы, а уроки делать как попало, лишь бы быстрее опять за телефон. Мы как раз до недавнего времени занимались худож. гимнастикой 5 лет, времени свободного совсем не было, после школы сразу на тренировку и там до вечера, но в с связи с ухудшением успеваемости, сильной усталостью и постоянными истериками перешли на танцы (3 раза в неделю по 1,5 часа). Т.е. до моего прихода домой она сидит в телефоне и играет в игры. На днях я забрала новый телефон и дала ей старый, без игр. Так она каждый приходила домой со школы и была занята его поисками, постоянно плакала и кричала, что так нельзя, это подарок и сказала, что разобьет старый телефон, не будет с ним ходить. В рез-те вчера так оно и вышло, телефон восстановлению не подлежит, разбила его полностью в школе, мне говорит, что мальчик толкнул, но по телефону видно, что это не так. Сегодня я отдала ей ее новый телефон, т.к. не могу находиться без связи с ребенком, но удалила все игры из него, которые она скачала. Она плакала, просила меня хотя бы две игры не удалять, но я удалила все. Я не знаю, правильно ли я поступила, помогите, пожалуйста, как справиться с этой ситуацией, как привить интерес к учебе и что делать с телефоном, совсем запретить играть? Она не может играть как договариваемся-один час в день, а днем я на работе, не могу проконтролировать, поэтому отключила интернет и удалила все игры. Дочь постоянно приводит в пример своих одноклассников, говорит, что у них есть и игры, и интернет, почему ей нельзя. Даже на выходных не хочет играть в другие игры, когда я ей предлагаю, видно, что в голове только телефон. Рисовать, читать никогда не любила, не заставить. Может что-то поделать творчески, опять же посмотрев в видео в Ютуб, но хватает ее ненадолго. Истерики часто устраивала и раньше, с самого детства, у невролога наблюдались, проходили обследование, отклонений не нашли. Психиатр ставила диагноз что-то типа невротических расстройств детского возраста, но препараты никакого улучшения не приносили-наоборот, еще большее возбуждение, как мне показалось.

Ольга

Здравствуйте, Ольга.

Проблема, о которой вы пишите, актуальна и распространена в разных возрастных группах. Количество гаджетов и приложений в них становиться всё больше, а время, которое дети и подростки проводят у экранов устройств, зачастую оказывается проведенным впустую. Но есть и положительные стороны. Кроме того, что ребенок остается на связи, есть обучающие программы, которые в игровой форме позволяют тренировать память, внимание, логику и воображение. В качестве альтернативы, можно познакомить ребенка с ними.

Новый телефон – это новая игрушка, которая привлекает внимание, поэтому оторваться от него бывает сложно. Если забрать телефон совсем, для девочки вы станете врагом. Решением может быть введение «времени без телефона». Например, вечером, на период, когда время отводится выполнению домашнего задания. Выглядеть это может как договоренность между вами. На установленные часы или до момента, пока уроки не будут сделаны, телефон находится там, где он не будет отвлекать подростка.

Вопрос с уроками и успеваемостью – это вопрос ваших ожиданий по поводу вашего ребенка. У каждого человека свои склонности и способности. Если математика дается с трудом, возможно, что это не тот предмет, по которому стоит требовать хороших знаний. Лучше сделать упор на предметы, которые наиболее интересны и, скорее всего, будут связаны с освоением будущей профессии.

Как известно, с каждым годом информации вокруг нас становиться всё больше. Поэтому справляться с большими объемами, выделять необходимое в тексте – это важный навык, который будет полезен и сейчас и в будущем. Предметы, требующие чтения, такие как история, география, биология (кроме литературы), как раз помогут с выработкой этого навыка. Читать несколько раз один параграф утомительно. Поэтому важно выделить ключевые слова: даты, события, исторических персонажей, названия растений или климатических поясов и запомнить их.

С излишним возбуждением поможет справиться песочная арт-терапия. Она снимает напряжение, помогает справиться с внутренними конфликтами и гармонизирует состояние. Работать можно с психотерапевтом как индивидуально, так и в группе.

Всего вам доброго.

Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»