Вопрос специалисту

У ребенка истерики в ответ на запреты

У ребенка истерики в ответ на запреты

Мой ребёнок очень агрессивен. Постоянные приступы психа и агрессии. Если мы делаем, что-то не по его, либо запрещаем, либо делаем замечание, сразу начинаются припадки. Он начинает все крушить, кричать, ломать, плакать. Что уже только не делали. Помогите, пожалуйста.

Анастасия

Анастасия, здравствуйте.

Для начала примите тот факт, что эмоции призваны для того, чтобы реагировать на раздражитель. В психике все работает очень просто: стимул, за ним идет реакция. Чем взрослее ребенок, тем сложнее связи, но сейчас все именно так. Итак, что вызывает у ребенка такие эмоции? Не запреты или замечания, смотрите глубже.

Может быть это перевозбуждение? Тогда стоит обратить внимание на режим дня ребенка. Организовать отдых, качественный сон, научить ребенка расслабляться. Это могут быть дыхательные упражнения, расслабляющий массаж, бассейн. Даже объятия, поглаживания и монотонный мамин голос будут прекрасно расслаблять. И да, стоит исключить патологию в развитии. В этом поможет детский невролог.

Может быть это нехватка внимания? Тогда нужно обратить внимание на то, как организовано взаимодействие с ребенком. Если параллельно с игрой вы печатаете сообщения, просматриваете новости или смотрите фильм, то пора задуматься о своем воспитании и пересмотреть организацию взаимодействий с ребенком. Вы можете проводить с сыном даже полчаса в день, но только с ним. Если вы обращаете на него внимание только, если он кричит, то такое поведение малыша обусловлено этим навыком. Научитесь проявлять интерес к ребенку вне зависимости от того, как он себя ведет.

Может быть он отстаивает свое право на эмоции? Крушить и ломать – это отличный способ справиться со стрессом. Конечно, такой метод подходит не всегда. Но у меня возникает ряд вопросов. А в вашей семье можно злиться? А как? Что делать, если его не устраивает что-то? Как вам сказать об этом? Научите ребенка осознавать эмоции и проявлять их (кричать, драться подушками, топтать картонные коробки, бить грушу, бегать на беговой дорожке и т.д.). Также, вам помогут методики развития эмоционального интеллекта, метод контейнирования эмоций и «я-сообщений». Уважайте чувства ребенка. Будьте рядом. Ни в коем случае не обесценивайте, не запрещайте, не наказывайте за проявление эмоций. Ваша задача научить. Фраза: «Я понимаю тебя, ты злишься, потому что хочешь играть. Но я не могу тебе это разрешить, время собираться спать. Давай вместе подумаем, что можно сейчас делать?».

Обнимайте ребенка во время истерик, помогайте расслабиться. Говорите ему, что вы слышите его и можно говорить тише. Разыгрывайте конфликты в играх, обращайте внимание на то, как нужно себя вести на примере сказок и мультфильмов.

Помните, ваш ребенок еще не обладает навыками саморегуляции, ему еще требуется помощь. Ваша задача – сформировать навык и быть рядом. А ошибки неизбежны. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а ваш сын сейчас познает себя, а значит нуждается в поддержке.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»