Вопрос специалисту

У ребенка перед сном истерики

У ребенка перед сном истерики

Доброе утро! Подскажите, как правильно реагировать на истерики ребёнка перед сном, когда я выхожу из комнаты. До 1,5 лет стояли или я или муж у кроватки с ней пока не уснёт, или редко с нами в кровати засыпала. Далее надоело и отучили, стала спать одна – положили, поцеловали, спокойной ночи и выходили. Она уже сама копошилась с соской (максимум час) и засыпала. После 2 лет стала протестовать, что спать не хочет и стоит в кровати. И сразу куча дел появляется - смесь дать, тряпочку, сходить в туалет. И вот в 2.1 у неё сильно порвалась последняя соска, и я приняла решение: пора убирать раз так вышло - сосать она такую не хотела, а я рассказывала, что ты сломала и сосу надо теперь выбросить, ты большая. Спала она с ней только на сон с рождения. Выбросила пошла она сама в мусорку. И вот 5 день у нас долгое отхождение ко сну и истеричное. Я понимаю, что без соски тяжело, но как правильно мне вести себя, чтоб ребёнок и на шею не сел, и психику не сломать. В кровати игрушки с ней спят, вместо соски дала грызть игрушку (зубы последние ещё лезут). Она встаёт играть, как только я ее кладу в кровать, говорит на мою просьбу, что пора спать - нет! Я прошу лечь и тогда я посижу с ней немного, поглажу ее и подержу за ручку. Она хочет, чтоб я осталась, но не ложится, и тогда я говорю, раз так- я пошла, выхожу и начинается истерика минут на 10. Пока эти дни выжидала, и она переставала, поиграет, посидит, разденется иногда и в итоге уснёт. Но правильно ли, чтоб были такие истерики, иногда они прям сильные?

Виктория

Виктория, здравствуйте.

С точки зрения экологичности, нет, так делать не стоит. Кроме того, вы просите от дочери сделать то, что она еще не может в силу возраста. Например, саму себя уложить, успокоить, регулировать сон и т.д. Очевидно, что переутомившись от слез она засыпает, но это не тот сон, который будет ребенка восстанавливать, а скорее наоборот.

Нормальный (здоровый) режим дня ребенка выглядит примерно так: подъем не раньше 6 и не позже 7.30. Потом активное время бодрствования, затем спокойное время бодрствования (не менее 1 часа), потом обеденный сон и еще раз так же до ночного сна (желательно до 21.00). Если у вас не так, стоит маленькими шагами (по 5-10 минут) двигать режим в нужном направлении. Иначе могут быть переутомление, стресс, истерики, переутомление и т.д. Укладывать ребенка нужно не тогда, когда «пора», а когда ребенок устал. Существуют нормы сна и бодрствования по возрастам. Следите, чтобы ребенок сильно не выходил за их рамки. Первое время стоит вести блокнот, где будете записывать время, когда появились признаки утомления (остановившейся взгляд, зевота, замедление движений, неуклюжесть, частое касание ушей, глаз, носа). Это поможет немного заранее начинать спокойные игры (без физической активности, яркой эмоциональной включенности и света от экрана гаджетов/телевизора). Например, можно лепить, рисовать, собирать сортеры и т.д. К моменту, когда сон будет вовремя, ребенок будет готов к нему физически.

Кстати, отход ко сну должен быть узнаваемым. Создайте некий ритуал, который поможет ребенку учиться замедляться. Например, складывать игрушки, чистить зубы, желать спокойной ночи куклам.

Соска – это ассоциация на засыпания. Вы ее отняли, но не предложили ничего взамен. Правильным было бы сначала ввести новую ассоциацию, а потом забирать старую. При условии, что ребенок сейчас в стрессе (рост зубов – это тоже стресс), ей особенно нужна сейчас поддержка. Ребенок просит ее у вас. Не бойтесь «посадить на шею». Перелюбленных детей не бывает. Бывает недолюбленные и те, у кого не было в семье четких правил и границ.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»