Вопрос специалисту

У ребенка заниженная самооценка. Что я делаю не так?

У ребенка заниженная самооценка. Что я делаю не так?

Здравствуйте, помогите пожалуйста разобраться в сложившейся ситуации. Ребенок стал некрасиво вести себя в школе. Когда он получил плохую оценку по математике, у него началась истерика, учитель сказал, что он плакал в коридоре и "бился головой о стену", дома со своей стороны мы стараемся ему говорить о том, что оценки это не главное. В классе с моим сыном практически никто не общается, учитель сказала, что он на переменах пытается привлечь внимание одноклассников выкрикивает им что-то, чем привлекает к себе внимание и старшеклассников, потому что это неподобающее поведение. Так же он может идти по коридору с урока на урок и напевать себе под нос песню или мелодию. Одноклассники дразнят его, шепчут на уроках слово колбаса, что вызывает у моего сына эмоциональный всплеск. Учителя делают ему замечание, класс с него смеется. Я разговариваю с сыном, объясняю ему, что такое поведение не приемлемо в обществе. А совсем недавно произошел случай на уроке биологии, биологию ведет его классный руководитель. Во время урока у ребенка скопилась во рту слюна, зная об этой проблеме я положила ему салфетки в рюкзак, он не успел ими воспользоваться, потому что его вызвали к доске, сын не придумал ничего лучшего, как выполнять содержимое в мусорный контейнер. О случившемся он мне ничего не рассказал, вечером я получила письмо от его классного руководителя, она писала, что он харкнул, родители стали ей писать - что это за ребенок, что у него за семья? Я вновь стала разговаривать с сыном, объяснять, что так делать нельзя. С классным руководителем я также разговаривала, спрашивала ее совета, но она сказала, что за ее время работы с таким ребенком она сталкивается впервые. Мы обратились к подростковому психологу. Психолог после беседы с ребенком сказала, что у него низкая самооценка. Мы стали работать с этой проблемой, стали хвалить ребенка. Каждый день проговариваем ему, что в школе нужно себя вести хорошо не петь, к учителям относиться уважительно, к одноклассникам уважительно, на обидчиков не обращать внимания, не плеваться. Помогите мне, пожалуйста, что я делаю не так? Дома мой мальчик ведет себя хорошо, что же происходит в школе. Как мне ему помочь? Буду вам очень благодарна.

Ксения

Здравствуйте, Ксения.

Вы пишите, что занимаетесь вопросом самооценки, но тут же пишите, что вы все время ограничиваете ребенка в его действиях, встаете всегда на строну общества и никогда не заступаетесь за сына. Вы знаете, что у ребенка есть проблема со слюной и не защитили его, а вновь в той или иной степени наказали своего сына. Откуда у него возникнет высокая самооценка?

Самооценка – это результат работы семьи как команды. Ребенок должен знать, что за него заступятся, что в него будут верить, что он с родителями всегда вместе и они не будут выступать против него. Воспитание должно строиться вокруг любви. Вы должны говорить «Я люблю тебя», «Я верю в тебя», «Я с тобой». Если ребенок поступил плохо, то не нужно говорить «Ты плохой», нужно говорить «Я люблю тебя, но давай подумаем, как еще можно было поступить в данной ситуации». То есть максимально много предлагать альтернативных вариантов поведения. Для того, чтобы у ребенка был образ того, как нужно поступать. Запреты, наказания, слова о том, как нельзя – все это не эффективно. Вы можете долго перечислять то, как делать не нужно. Ребенок будет вновь пробовать новый вариант поведения и снова не угадает. В какой-то момент, он будет биться головой об стену от безысходности, от того, что он никак не может найти правильный путь.

Помогите ему. Расскажите, что он должен был сделать. На мой взгляд сплюнуть в урну – это был лучший вариант из тех, что были. Это действительно требовало мужества и внутренней силы, сделать это на глазах у обидчиков. Кроме того, напевать мелодии – это отличный способ релаксации и за такую находку тоже стоит похвалить своего сына.

Вы часто называете поведение вашего ребенка неподобающим и некрасивым. О чем вы думаете в этот момент? Вы думаете о том, как посмотрят на вас люди? Что они скажут? Как оценят поведение вашего ребенка? Если это так, то необходимо пересмотреть собственное мировоззрение и для начала проработать эту ситуацию. Вам нужно показать на собственном примере, что значит верить в себя и иметь внутренний локус контроля.

Задача каждого человека – стать счастливым. И если обращать внимание на то, как будет реагировать общество, что оно подумает, то цель будет невыполнима. Ваша инструкция о том, что нужно вести себя хорошо, а к учителям уважительно – очень широкая, ребенку такая инструкция будет непонятна. Что вы имеете ввиду? Конкретнее в действиях расскажите ребенку, что к учителям необходимо обращаться на Вы, нельзя перебивать учителя и т.д. Инструкция должна быть понятна вашему ребенку.

Почему нельзя петь? Я не поняла. Возможно у вас есть какая-то внутренняя мотивация к такой установке. Или вы хотите, чтобы ваш ребенок потерял собственную личность, ради того, чтобы его приняли в обществе? Поверьте, подростки много экспериментируют, много исследуют, они часто нарушают границы, они довольно агрессивные и выбирают жертвой не того, кто отличается от них или поет себе под нос, а того, кто не умеет за себя постоять.

Научите вашего ребенка иметь собственной мнение, позицию. Научите принимать решения, нести за них ответственность. Хвалите всякий раз, когда ваш сын отстаивает свою позицию. И тогда у него будет шанс заручиться поддержкой в обществе, в котором он находится. Или хотя бы не испытывать такой стресс от неприязни со стороны коллектива. Главное, что должен знать ребенок – это то, что его родители всегда за него, они его любят и принимают, несмотря ни на что.

Кроме того, обратите внимание на вашу фразу «На обидчиков не обращать внимание». По сути дела, вы учите своего ребенка оставаться в стрессе, терпеть и ничего с этим не делать. Вам нужно пересмотреть эту позицию. Вам нужно научить вашего ребенка выходить из стресса, реагировать на нарушение личных границ, проявлять злость, агрессию, если того требует ситуация. Только так ваш ребенок сможет отвоевать собственную позицию в обществе и быть уважаемым человеком. Любая эмоция имеет свое предназначение. Так, например, агрессия нужна для того, чтобы защититься, а вы такой установкой просто обезоруживаете своего ребенка, при условии, что он находится в воинственной для себя обстановке.

Надеюсь, что вы пересмотрите свои установки и требования к ребенку. У вас все получится.

Всего доброго.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»