У ребёнка как будто пропадают силы

09.02.2021

Здравствуйте, меня тревожит поведения ребенка, мальчик, 5 лет исполнилось в феврале. В сад отдали в 4,5 года, ходил редко с перерывами на болезнь или не ходил, когда мы его не могли уговорами заставить утром туда пойти, но потом через дня два-три все же соглашался. 


Что мне не нравится: 
1). Он категорически не хочет чему-либо обучаться, заниматься. Когда я его водила на развивашки, он там не участвовал с другими детьми в песнях-плясках, сидел на стуле, кое-как соглашался сделать поделку, сначала его там заставляли, потом отстали от него, не хочет и не надо, сидишь и сиди, ходить мы туда перестали, хотя нам советовали ходить, типа привыкнет. Дома пытаюсь сесть с ним что-то поделать, он "не хочу" и все. 

2). Я стала замечать, что, когда он нервничает, ну например, попадает в незнакомую обстановку, где я не рядом или я рядом, но его тревожит окружение (были на комиссии ПМПК для оформления в логогруппу), у него как будто пропадают силы, он пытается лечь мне на руки, опереться на меня, лечь головой на стол, короче - бессилие. И в саду так же: сидит, как выжатый лимон, или еле ноги передвигает с опущенными плечами.

Я думала, он разбалованный, что не слушается, когда говорю "сядь ровно, не ложись на меня", но решила, что это от него не зависит. Правильно ли решила? Что делать? Пыталась водить к логопеду на занятия, он теперь и слышать о них не хочет, а у него много букв с неверным произношением. ПМПК, посмотрев на его поведение, когда он пытался лечь на стол, говорил, что он устал, ему скучно, он хочет пить (задания , которые ему предлагали, он выполнил на 99% правильно, не смог посчитать 10 и не сказал, сколько ему лет), отправила нас к психиатру. 

Я теперь переживаю, что он и там будет обессиленный ложиться на меня или на стол и говорить, что он устал. Очень меня тревожит такое поведение, психолог в саду тестировала перед комиссией и была вполне довольна его поведением. Заранее благодарю за ответ.


Здравствуйте!

В первую очередь хочется немного снизить вашу тревогу.

Если ребёнок на приёме у врача будет говорить, что устал, обессиленно ложиться на стол или на вас, - это принесёт только пользу. Таким образом доктор не только услышит, что вас беспокоит, но и увидит воочию, как это проявляется в жизни.

Иногда во время стресса, при необходимости выполнять какую-то сложную задачу, длительное время работать, концентрироваться на деятельности, дети превращаются в «тряпочек». Причина такого поведения не в избалованности, а в особенностях работы мозга.

В головном мозге человека есть «энергетический центр» (это не одна какая-то точка, а несколько структур, которые вкупе выполняют схожие задачи) - он отвечает за количество сил, которыми мы располагаем в течение дня. От его функционирования зависит не только цикл сон-бодрствование, но и общее энергетическое состояние организма.

Есть и другой блок мозга – «блок регуляции и контроля». Он находится в области лобных долей, созревает дольше и позже всех остальных. В его задачи входит планирование своего поведения, его регуляция, волевые процессы. Благодаря ему человек способен приложить усилия, чтобы что-то сделать, или затормозить себя.

Эта область более или менее созревает лишь к 6 годам, а окончательно – только ко взрослому возрасту. Пока она зреет, у детей ещё рано говорить о возможностях самоконтроля. Такие способности появляются постепенно.

Несбалансированная работа энергетического блока выражается в том, что организму просто неоткуда черпать силы на деятельность. Лобные доли, которые и так ещё не до конца сформированы, в такие моменты получают ещё меньше подпитки. Итог: ребёнок не может сделать даже то, на что изначально был способен.

Пережить стресс (например, перед комиссией, попав в новое место, тревожась по поводу врача) требует больших энергетических затрат. На какое-то время у ребёнка может хватать сил, а потом он чувствует истощение и всё, что может, - это лечь. Использовать вас в качестве «домика» - опоры, на которую можно положиться, безопасного человека, который защитит и рядом с которым можно без страха расслабиться, восстановиться.

В подтверждение данной гипотезы выступает и то, что на какое-то время вашего ребёнка всё же хватает. Он может хорошо выполнить задания, пока у него есть силы. Вероятно, чем более незнакомая обстановка, чем больше стресса, тем меньшее количество времени он способен продержаться. А потом силы иссякают, и ему нужно восстановиться. Физиологически он больше не может себя заставлять что-то делать. У него нет на это энергии.  

Чтобы помочь ребёнку сбалансировать работу мозга, важно:

1. Действительно, обратиться ко врачу: психиатру или неврологу. Специалист проведёт диагностику и даст необходимые рекомендации для укрепления здоровья.

2. Получить консультацию у нейропсихолога.

Нейропсихолог – специалист, который с помощью простых упражнений и составленной под ребёнка коррекционной программы помогает мозгу «дозреть».

Поддержание энергетического потенциала – это первое, на что будет обращать внимание нейропсихолог. Потому что именно от этого зависит и возможность полноценной работы всех остальных структур.

3. В домашних условиях обеспечивать ребёнку всё, что нужно, для хорошего самочувствия.

Самые простые правила ЗОЖ максимально поддерживают работу мозга. Сюда входит стабильный режим, достаточное количество сна, полноценное питание, свежий воздух, чередование физической активности (с вниманием на состояние ребёнка) и спокойных занятий, минимальное количество стрессовых ситуаций.

Забота о здоровье помогает всем психическим процессам созревать планомерно и в срок. Особенно важно обратить на это внимание, если у вас растёт астеничный ребёнок.

Потому что лень, апатия, скука, состояние полного бессилия – это не то, за что стоит наказывать. Чаще всего это сигналы со стороны организма о том, что у него не получается в полной мере справляться со всеми задачами. А иногда «слабенькие» дети и вовсе выбирают ничего не делать. Не потому что с ними что-то не так, а потому что они интуитивно экономят свою энергию, чтобы дотянуть до конца дня.

С вашей помощью и благодаря работе со специалистами постепенно процессы нормализуются. А ребёнок научится поддерживать достаточный уровень энергии и не доводить себя до истощения, что очень пригодится ему во взрослой жизни.

Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад