Вопрос специалисту

У ребёнка нет интереса к игрушкам

У ребёнка нет интереса к игрушкам

Доброй ночи. Постоянно наблюдаю, как дети нашего возраста, или немного постарше, уже вовсю собирают пирамидки, сортеры, листают книги, показывают на картинках, кто есть кто. У моего же ребенка нет к этому интереса абсолютно. Зато вместо сортеров он вставляет кастрюльки друг в друга, накрывает крышкой. Недавно показывал, как варить картошку. Подносит телефон к уху, болтает что-то. Включает телевизор. С машинками играет как с обычными, так и на радиоуправлении (самостоятельно). А какой верхолаз, это просто не передать. Что где надо - подставит, откуда надо - залезет. Да и слезает без проблем. Употребляет слоги по назначению: ням-ням, куп-куп. Очень общительный. Я к тому, что в развитии не наблюдается торможения. Но к игрушкам не особо проявляет интерес. Я, конечно, понимаю, что по нынешним критериям ребенок с пеленок должен уметь собирать пирамидку, но всё-таки существуют грани разумного. Скажите пожалуйста, с моим ребенком все в порядке? Не могу же я его заставить все это делать.

Здравствуйте, Мария!

Понять, если ли у ребёнка торможение в развитии, можно только очно. Если у вас есть большая тревога по поводу этого, обратитесь за одноразовой консультацией к детскому психологу. Хотя бы чтобы успокоить себя и уж точно развеять все сомнения.

Основная деятельность ребёнка 1-3 лет – предметно-манипулятивная. Т.е. освоение мира вещей и действий с ними. Сюда входят те самые пирамидки и сортеры, облизывание всего вокруг, пробование на вкус, кидание, попытки сломать. Всё это входит в изучение свойств предметов: насколько твёрдый, какой по форме, как далеко улетит, насколько легко разломается и т.д.

При этом изучение предметного мира проходит в компании взрослого. Поэтому, если вы обеспокоены тем, что у ребёнка нет интереса к игрушкам, встаёт логичный вопрос – а есть ли у вас к ним интерес? Успеваете ли вы играть с ребёнком и получаете ли от этого удовольствие?

Всё развитие в этом возрасте происходит рядом со взрослым, с его поддержкой, заботой, вниманием, объяснениями. Но в реальной жизни во всю эту картину надо вписать ещё и быт: приготовить поесть, постирать, убраться, помыть пол и т.д. Если ваше общение с ребёнком происходит, по большей части, не в играх или игрушках, если вам самой возиться пирамидками тяжело и претит, то естественно, что ребёнка это не увлекает.

И это не хорошо и не плохо, просто факт. Ребёнок учится там, где радостно вам и ему.

К тому же, малыш, который учится обходится с предметами, совершает манипуляции по принципу подражания. И, соответственно, с чем чаще соприкасается в жизни, с чем видит вас, на то и направлено его внимание. Если чаще вы на кухне, то игрушки может заменить посуда. Она становится тоже игрушками. И самое главное тут – мама рядом, делает то же самое, что и я. И мама рада мне.

Не столь важно, с какими именно предметами ребёнок играет, на примере каких вещей изучает свойства и возможности действий. Главное – есть среда и тёплый, надёжный родитель рядом.

В этом случае кастрюльки становятся заменой сортерам. Пирамидку могут заменить другие вещи «из реальной жизни». Демонстрация варки супа – хороший пример перенесения образа действия из реальности в фантазии.

Вопрос с называнием, кто есть кто, на картинках, также решается просто: если ребёнок может сделать это в жизни, то линия развития не нарушена.

Для оптимального развития ребёнка важны следующие условия: обогащённая окружающая среда, ваше присутствие рядом и атмосфера покоя в доме. Если всё это есть, вы рядом, заботливы и в стабильном эмоциональном состоянии, вокруг – множество предметов и возможностей для познания, то развитие ребёнка идёт само, это естественный процесс.

Важно что-то делать и со своей тревожностью.

Можно почитать нормы развития, чтобы иметь опору, на которую ориентироваться (в помощь могут быть материалы из интернета, методичка Эрнста Й. Кипхарда «Как развивается ваш ребёнок? От 0 до 4 лет»). Но всё же гораздо важнее – смотреть на самого малыша: насколько он общителен, счастлив и спокоен, нет ли возвратов к ранее пройденным этапам, обращать внимание на качество сна и аппетит. Быть вместе, играть, следовать за ребёнком и рассказывать о том, что происходит вокруг. И доверять внутреннему чутью, оно подчас говорит очень верные вещи.

Удачи!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»