У нас двойня. Две девочки. Обе с очень сложными характерами. Но у одной из них уже достаточно давно есть определённые проблемы с агрессией. Если она злится, если она расстроена, если хочет что-то получить, то для неё все сводится к агрессивному поведению. Она может ударить, пнуть, дёрнуть за волосы, кинуть чем-то тяжёлым. Недавно ей не хотелось есть суп, и от расстройства она просто швырнула тарелку на пол, только вид осколков её и остановил. Если они с сестрой что-то не делят, то она обязательно ударит, пнет, дернет за волосы. Сегодня у нас в телевизор летел пульт. Вчера она в меня прицельно кидала тяжёлые книжки. Постепенно и сестра начала перенимать её манеру поведения. Теперь у нас дома частенько драки и крики. Я понимаю, что это все идёт от её эмоционального типа. Что она не может справиться с фрустрацией. Но ни разговоры, ни контейнирование, ни тайм-ауты не действуют. Теория не помогает. Нужны практические советы. Потому что это действительно порой становится опасным.
Анастасия, здравствуйте!
У детской агрессии может быть много причин. Возможно, дело действительно в темпераменте ребёнка и её личностных особенностях. На это так или иначе влияет ещё несформированная способность контролировать своё поведение (что нормально для ребёнка, такая способность созревает практически до 21 года). Также отпечаток накладывает невозможность справиться с тяжёлыми чувствами.
На нашем Портале вы можете изучить статьи, посвящённые этой проблеме:
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/detskaya-agressiya-prichiny-i-sovety-roditelyam/
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zhestokiy-rebenok-chto-delat/
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pochemu-rebenok-bet-roditeley/
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/detskaya-agressiya-kak-vesti-sebya-roditelyam/
Вы всё верно говорите: разговоры, контейнирование и тайм-ауты должны быть в жизни ребёнка. Но они не работают быстро. Ребёнок развивается постепенно, поэтому важно, чтобы указанные техники присутствовали в его жизни постоянно. Они так или иначе приводят к результатам, но на это нужно время.
Плюс, ни один разговор не сработает, если ребёнок здесь и сейчас находится в аффекте. Он просто не слышит вас. Поэтому говорить имеет смысл только в спокойной обстановке, доброжелательным тоном.
В вашем доме должны быть чётко разграничены правила: что можно делать, а что нельзя. И в этих правилах должно быть указано, что драться/кидаться предметами/бить/кусать и т.п. запрещено. Это должно быть обговорено в присутствии всех членов семьи, можно повесить подобные значки на стену (перечёркнутый бьющий маму ребёнок, к примеру). И этому правилу должны следовать все: если ребёнка нельзя бить вас и кидаться предметами, то и вам нельзя делать то же самое ни с одним из членов семьи.
В соблюдении правил должна быть последовательность. Если нельзя, значит ребёнок просто не может кидаться в вас книгами. Вы подходите и отнимаете все тяжёлые предметы, говорите, что так не поступают в вашем доме, это не принято. И при этом обязательно поддерживаете, озвучиваете чувства девочки: «я понимаю, что ты сейчас злишься, вижу, как тебе сложно держать это в себе, но мне больно, нельзя делать больно другим людям».
И так из раза в раз. Для закрепления правила нужно время, ваша выдержка, тепло, даже если ребёнок ведёт себя совершенно несносно. Но в ваших руках, как взрослого и сильного человека, сделать обстановку дома максимально стабильной и безопасной. Потому что ощущение вседозволенности и непонимание границ, подозрение, что родителей можно "прогнуть" даже в таких вопросах, как обеспечение безопасности, тоже рождает непонимание, потерянность, тревогу и желание крушить от этого всё вокруг.
Отнимая что-то у ребёнка, лишая его возможности выплеснуть аффект привычным образом, мы не можем оставлять его ни с чем. Можно завести специальную подушку для злости и в тяжёлые моменты бить её. Можно придумать правило: если хочется ударить кого-то, нужно прыгать, бегать, кричать в определённом месте дома (можно назвать это «угол крика») – т.е. придумать место, где для агрессии будет место. Обязательно найти способ реализовывать её, разрешить злости и ярости быть в вашем доме, но изобрести правила, как именно их можно выражать. Учить ребёнка называть свои чувства, сначала помогая ей. Потому что, если мы говорим о тяжёлом, оно перестаёт быть сильнее нас.
Используйте творчество. Рисуйте с дочкой, лепите её злость. Расспрашивайте, какое это чувство? Нравится ли оно ей? Как бы ей хотелось его изменить?
Учитесь ловить истерику до того, как она накрыла ребёнка с головой. Если вы видите, что сейчас начнётся бунт, подходите и проговаривайте чувства ребёнка, говорите, что вы рядом, но бить нельзя, предлагайте иные варианты решения. Не давайте себя бить, причём возможно первое время это придётся делать буквально – держать руки, насильно обнимать (и давать освободиться из объятий, это полезное упражнение для ощущения своей силы и свободы).
Агрессия может быть связана и с желанием прочувствовать ваши границы, их крепость, и со стремлением найти больше свободы и получить своё. Тут тоже важна ваша мудрость – всё чаще отпускать ребёнка, позволять ей делать чуть больше, давать свободу выбора. Чтобы она знала, что чем старше становится, тем больше её жизнь находится в её руках.
И ещё одно важное замечание. Часто детская агрессия – проявление вашей скрытой агрессии. Внимательно прислушайтесь к себе – что вы сами в себе подавляете? Какие чувства просятся наружу? Какая обстановка царит в семье, в ваших отношениях с мужем? Позвольте себе самой проявить агрессию и злость по отношению к тем, на кого она направлена. Конечно, лучше конструктивно и в «я-сообщении».
Бывает, что ни один совет психолога не срабатывает. Время идёт, вы работаете над собой, помогаете дочке, но атмосфера становится всё хуже. В этом случае необходимо обратиться за очной помощью психолога, потому что только при личной встрече в кабинете можно более детально и максимально полно открыть причины и найти пути решений. На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатной психологической помощи в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.
Психолог Портала «Я – родитель»