Вопрос специалисту

У супруги нет желания и сил заниматься с ребёнком

У супруги нет желания и сил заниматься с ребёнком

Здравствуйте. У нас с супругой есть сын 2,5 года. Так получилось, что с момента его рождения мы переехали в город, где не было родных и тех, кто мог помочь с ребёнком. То есть все хлопоты легли на плечи супруги. Я много работал и ездил по командировкам. Вечером, как приходил с работы, забирал сына и проводил с ним время до сна. Далее мы переехали в другую страну. 


Психологическое состояние супруги оставляло желать лучшего, она обратилась к психологу. Ей прописали антидепрессанты, сказали, что отклонений нет, и ей стоит идти к психотерапевту. После приёма таблеток состояние у неё заметно улучшилось, появились силы на повседневные дела, на ребёнка, улучшилось настроение. 

Спустя два месяца после посещений психолога у нас состоялся разговор, в котором она призналась, что у неё нет желания и сил заниматься с ребёнком. Т.е. её общее состояние в порядке, но заниматься развитием и воспитанием ей всё также тяжело. Ребёнок часто болеет, в сад ходит неделю через две, т.к. начали ходить недавно. Он на глазах теряет уже приобретённые навыки, портится поведение, и кроме улучшения речи у него нет никакого видимого прогресса в течении последних 6 месяцев. 

Подскажите, является ли такая ситуация нормальной? Если да, то как стоит сейчас заниматься развитием ребёнка? Если нет, как решить проблему с нежеланием супруги заниматься ребёнком?

Здравствуйте!

Я разделю свой ответ на 2 блока:

1. По поводу развития ребёнка.

К сожалению, заочно, без непосредственной диагностики ребёнка невозможно сказать, соответствует ли его развитие нормативам.

Если у вас есть опасения, имеет большой смысл обратиться к психологу очно и провести диагностику ребёнка. Это даст вам чёткое понимание, как сейчас проходит развитие, и необходимые рекомендации.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

2. По поводу вашей супруги и её состояния.

Иногда после тяжёлого постродового периода женщинам нужно время, чтобы наладить контакт с ребёнком, вернуть интерес к нему. Это нормально, так устроена наша физиология.

Вероятно, и вы сам выстраивали привязанность с малышом потихоньку, шаг за шагом. Похоже, сейчас ваша супруга может находиться на этом пути.

Однако это лишь одна сторона. Вторая сторона заключается в том, какие требования по развитию ребёнка предъявляет себе ваша жена.

Чтобы развивать ребёнка раннего возраста, на самом деле, не нужно заниматься с ним нон-стоп каждый день. Ребёнку до 3 лет важно:

- Иметь возможность манипулировать предметами окружающего мира в безопасной обстановке.

- Иметь свободу в своих манипуляциях.

- Играть с другими детьми.

- Находиться рядом с включенной, присутствующей мамой.

Часто мамы переживают, что им не нравится раскладывать карточки с ребёнком, не нравится собирать кубики, возить машинки и вообще играть. Есть рекомендация, которая в этом случае универсальна: если что-то даётся тяжело, это лучше не делать. То, что мама напрягается рядом с ребёнком, заставляет себя, страдает, не делает лучше ни ей, ни ему.

Со временем у женщины может сформироваться стойкое отвращение к любым совместным занятиям с малышом.

А сам малыш, ощущая напряжение мамы, может стать более беспокойным и цепляющимся за взрослых.

Поэтому если маме тяжело играть, она может позволить играть с ребёнком кому-то другому, кому это нравится (подругам, няне, вам). Если тяжело организовывать самостоятельно «развивашки», можно водить в соответствующие детские клубы.

И вот так, убирая то, что даётся особенно тяжело, можно освободить в жизни женщины место для того, что ей нравится в общении с малышом. А это точно есть.

Например, ей может нравиться гулять, болтать о чём-то, укладывать спать, читать книжки перед сном, наблюдать, как ребёнок играет. И всё это тоже помогает развитию, потому что содержит в себе внимание и контакт.

Не столько важно время, проведённое вместе, сколько его качество: когда мама включена в общение, когда она отзывается, это даёт ребёнку необходимую базу для развития. Потому что развивается ребёнок в мире, но опирается в этом на надёжные отношения с близкими.

Задача мамы – создать такие отношения, создать базу, на которую малыш может метафорически встать и пойти исследовать мир.

Следуя этим законам, вы вместе с женой можете поисследовать, что сейчас ей даётся тяжело, а что она хотела бы делать, и так найти комфортный для неё и полезный для ребёнка вариант.

Мама малышу очень нужна, как и папа. Но условности в том, что как будто нужно делать, мешают заметить, что важно именно родительское присутствие, забота, защита, любовь. Всё остальное – дополнения.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»