Вопрос специалисту

Сын выбрал себе роль одиночки. Что делать?

Сын выбрал себе роль одиночки. Что делать?

На днях сыну исполнится 13 лет. Завела разговор на тему, с кем и как хотел бы отметить. Как и раньше, ответ один - хочу отмечать один. Либо совсем одному куда-то сходить, либо узким семейным кругом, но звать друзей не хочет. Потому что их нет. И не было. 


Парень видный, высокий, атлетически сложен, приятная внешность, нравится девчонкам. Учится очень хорошо. Творческая натура, всегда любил рисовать, сочинять, ходит в художественную школу. По моим ощущениям, он сам просто не хочет дружить. 

Если ему изредка звонят знакомые девочки или ребята по телефону, то он отвечает так, что пропадет всякое желание общаться. Учитель говорит, что в классе он общается со всеми хорошо, и она не видит никакой проблемы. Но ему буквально не с кем пойти гулять при этом. Несколько раз его звали одноклассники на свои дни рождения, он ходил, но на этом все, дальше они и не общаются особо. 

Семья у нас полная, любящая, детям много внимания. Сын очень привязан ко мне, но это неправильно: заменять мамой дружбу. Он очень не уверен в себе, боится и стесняется людей, боится, что о нем плохо подумают, хотя с младенчества мы всячески повышали его самооценку. 

Он выбрал себе роль одиночки, и в будущем видит себя без семьи и без друзей. При этом активно участвует в каких-то чатах тематических, но личности людей ему как бы неинтересны. Каждое лето бывает в пионерском лагере, там дружит с несколькими ребятами, но после смены не держит контакт. Порой не помнит имена и фамилии одноклассников, не знает про них ничего, только кто во что играет. 

Я сама интроверт махровый, но такая позиция и меня пугает. Сама помочь не могу, ничего не выходит. Что делать?

Здравствуйте!

Могу понять ваше беспокойство: похоже, вы замечаете, что у вашего сына есть трудности в общении, восприятии себя, нежелание поддерживать отношения со сверстниками. И даже будучи самой интровертированным человеком, в этом месте часто возникает тревога. Людям свойственно стремиться друг к другу, находиться в контакте. И неизвестно, как ситуация, которую вы наблюдаете сейчас, скажется на жизни вашего мальчика в будущем.

В качестве рекомендаций могу предложить вам следующее:

1. Аккуратно вводить в жизнь ребёнка занятия, которые бы требовали общения с другими подростками.

Например, ваш мальчик уже занимается творчеством. Его увлечения можно использовать, чтобы подбирать подходящие кружки, где его будут окружать люди, где придётся в том или ином виде налаживать взаимодействие.

На различных секциях у детей есть гораздо больше шансов найти друзей: там можно общаться с теми, у кого есть схожие склонности, интересы. Когда мы находим нечто общее с другими людьми, это даёт опору для отношений.

2. Предложить мальчику походить на тренинговые группы для подростков.

Как правило, они посвящены какой-то теме. Например, развитию навыков общения, укреплению самооценки и уверенности в себе, развитию творческих способностей, креативности. Важно, чтобы тема была интересна именно вашему сыну, чтобы сперва его увлекало то, что он будет пробовать или узнавать на групповых встречах. А общение может быть уже дополнительным фактором.

3. Поговорить с подростком о том, интересно ли ему вообще общаться, важно ли это.

Все люди разные. Кто-то любит общаться, проводить время с другими людьми. Кто-то больше склонен к уединению, к работе, которую может выполнять в одиночку. И то, и то является вариантом нормы. Многое зависит от того, комфортно ли самому человеку в его уединении, счастлив ли он.

В конце концов, чтобы жизнь приносила удовольствие, была осмысленной, нам нужно не только что-то менять в себе, но и учитывать свои особенности, предпочтения, организовывать свою жизнь в соответствии с тем, какими людьми мы являемся.

Быть может, если вы узнаете честную позицию своего ребёнка по этому вопросу, это также немного снизит вашу тревогу. Раз ваш мальчик может вступать в контакт с вами, раз он ходит на дни рождения других подростков, потенциально он умеет завязывать контакты, умеет откликаться на взаимодействие. Но есть периоды, когда нам хочется его больше, есть периоды – когда меньше.

По сути, ваша задача – отличить, что из поведения подростка является его естественным способом регулировать свою жизнь ради своего комфорта, а что – дефицитом навыков общения и сложностями в коммуникации.

И если ваше беспокойство будет сохраняться, если вы начнёте замечать ещё более тревожащие вас проявления сына (например, полную нелюдимость, проблемы с социальной адаптацией, исчезновение интересов, апатичное состояние, нарушение сна или аппетита), обратитесь с ним за консультацией к психологу очно. Специалист на приёме проведёт диагностику ребёнка, обсудит с ним его жизнь и, благодаря этому, сможет составить более полную картину личности мальчика, дать более уникальные лично для вашей ситуации рекомендации.

Контакты бесплатных психологических служб в разных городах вы можете найти на нашем Портале по ссылке:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»