Вопрос специалисту

У сына отсутствует понимание опасности

У сына отсутствует понимание опасности

Здравствуйте! Пишу сюда и очень надеюсь на помощь и поддержку! Моему сыну 2.10 , он часто, а вернее постоянно не слушается. Чтоб с этим поделать, я не понимаю. Он как будто не чувствует степень опасности положения... Например, идём в магазин, здание аздится на возвышенности, поднимаемся наверх, там бетонное ограждение высотой около 70 см и вниз метра 2-2.5.. бежит и залезает. Не слушает, что говорю… и то, что опасно пытаюсь объяснить и уже до крика доходит. Зову домой, он не идёт, убегает от меня. Я иногда даю время побегать, потом снова говорю, что пора... все равно убегает и приходится или насильно тащить, или самой уходить, чтоб видел и шел за мной. Но иногда и это не помогает, он не обращает внимания, что остаётся один. Мне тяжело с ним общаться, он как будто меня не слышит и твердит своё. Меня начинает понимать, когда я уже срываюсь на крик или наказываю. А я себя в эти моменты просто ненавижу… потому что не могу никак найти причину всему происходящему. Иногда выводит так, что я ему могу снять штаны и отшлепать. сильно дёрнуть и наговорить всякого(( я очень устала морально.. т.к. особо нет возможности куда-то ехать или сходить (живём на зп мужа+кредит), я каждый день срываюсь и просто потом реву и ненавижу себя за это… на детских площадках тоже не особо хорошо получается гулять. Сын может обидеть кого-то или начинает бегать с большим мальчишками, а они его оскорбляют и толкают. Он все равно бежит, думает с ним играются, пытаюсь забрать, он все равно от меня убегает к ним и так до скандала и вопля...

Екатерина

Екатерина, здравствуйте!

Первое, что нужно, это перераспределить свою энергию и выстроить приоритеты так, чтобы вы были полны ресурсов. Ресурсы дает все, что дает силы телу и удовлетворение душе: правильное питание, спорт, сон, интимные отношения с мужем, общение с подругами, новая прическа, обучение чему-то новому, хобби и т.д. Ищите то, что восполняет вас. Кроме того, ваш отдых должен быть важнее грязной посуды и других домашних дел. Поговорите с мужем, перераспределите бюджет так, чтобы вам хватало хотя бы на парикмахера или чашку кофе в кафе без ребенка. Просите помощи у всех, кто в вашем поле зрения: открывать вам двери, нести коляску, мыть полы, ходить за продуктами. Не бойтесь стать в глазах людей плохой женой или мамой. Твердо держите в голове то, что вы работаете во благо своей семьи и здоровья вас и вашего ребенка.

О ребенке. Вы правы, он не понимает опасности. Он живет так, как чувствуете, у него нет опыта, он не знает того, чем вы его пугаете. Пока для него все незнакомые слова – пустой звук. Ощущение опасности придет позже, не торопите события. Учите пока тому, как нужно быть аккуратным, как себя обезопасить, как проживать боль и всему тому, чему сейчас хочет учиться ребенок. Не ждите от него того,  что он еще делать не может. Например, он не может быстро успокоиться. Процесс возбуждения в его психике все еще преобладает над процессом торможения. Ему нужна помощь. У вашего ребенка еще нет навыков саморегуляции, нет опыта, нет понимания, нет достаточно развитого эмоционального интеллекта. Ваша задача оказывать поддержку и учить.

Каждый раз, когда вы почувствуете злость, вспомните о том, что ему только три года, что он маленький, а вы взрослая. Перед тем, как отшлепать сына или накричать на него, сделайте десять глубоких вдохов носом и выдохов ртом. Так, будто задуваете свечку, которая далеко стоит. Поступайте с ребенком так, будто за вами следит кто-то значимый, чьего осуждения вы боитесь. Возвращайте себе ответственность за свои выборы: не ваш ребенок вас выводит, а вы выбираете так реагировать. Сейчас это привычные реакции, сделайте так, чтобы привычными стали спокойные беседы и четкие границы в общении с малышом. Перед тем, как отреагировать на какой-то поступок, берите паузу и задайтесь вопросами: что я сейчас чувствую, что делаю, что хочу сделать. Так вы сможете отслеживать свои поступки и заменять стереотипные поведенческие реакции на новые. Со временем вы избавитесь от ненужного.

Как увести с площадки? Играя. Предложите бежать домой наперегонки, скажите, что там его ждет вкусное (только это действительно должно быть так), сделайте ритуалом просмотр мультфильмов по возвращении домой и так, чтобы малыш знал, что мультики идут с 15  до 16 часов, например, и, чем дольше он на улице, тем меньше мультиков посмотрит. 

Научите играть с детьми, а не уводите его. Ведь до тех пор пока он не умеет контактировать иначе, он так и не найдет друзей и не сможет безопасно играть. Сядьте рядом с ним и детками на площадке, предложите игру, которая будет интересна всем, научите сына просить прощения за проступки и делиться. Научитесь сами слышать и слушать своего ребенка, и тогда он научится этому у вас.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»