Вопрос специалисту

У сына проблемы с дисциплиной в школе

У сына проблемы с дисциплиной в школе

Сыну 11 лет. Он добрый, отзывчивый, всегда готов помочь, очень ласковый. Но совершенно не умеет вести себя в школе, а именно: отвлекается на уроках сам и отвлекает других, если ему не интересно на уроке, он может ничего не делать и при этом мешать остальным. Так же и на переменах «липнет» к одноклассникам. 


Учителя говорят, что дети просят отсадить его от них и не очень-то хотят общаться. Ведет себя как клоун и скоморох... Такая же проблема была и в начальной школе, в этом году 5 класс. Мы перевели его в Кадетский корпус, ему нравится, но вот проблема с поведением на уроках не уходит. Разговариваешь с ним, объясняешь что никто так с тобой дружить не будет, нельзя быть таким навязчивым, что ругать будут и т.д. Ответы такие: Ну и пусть, Мне все равно, Я привык. 

Я понимаю, что таким образом он наверно привлекает внимание, начинаю себя винить, что часто ругаю, запрещаю, срываюсь, но извиняюсь потом и объясняю, что моя реакция такая на его поведение, на жалобы учителей. 

С ними тоже общалась, говорю, может специалисты молодые и просто не умеют держать класс в дисциплине, все отрицают... Думала может еще "не удобный" ребенок для школы, нужен особенный подход?! Всю голову сломала, чувство вины не покидает. Боюсь вообще потерять с ним контакт, получается всегда и все его ругают. 

Подскажите, пожалуйста, как его понять, как разговорить, чтобы он озвучил причины такого поведения. Он не глупый и учится хорошо при всем своем баловстве. Но очень обидчивый еще, не скажешь "спасибо", может дуться ходить. И его жалко, в школе ругают, да и вижу, что учителя даже с неприязнью стали относится к нему, не стесняются говорить «ты слабое звено» или « забирайте его поскорее», а дома родители ругают, в голове кавардак, но без внимания замечания учителей я тоже не могу оставить. Пробовали и запрещать телефон и компьютерные игры, прогулки с друзьями. Потом, наоборот, через вознаграждения финансовые и обещали купить что-то. 

И говоришь каждый день, объясняешь, просишь, уже плачу при нем, не выдерживаю. Ноль результата. А от учителей слышу еще, что, мол, вырастит и на меня еще руку поднимет. Но он не злодей, не пакостит, не дерётся, слабых или девочек никогда не обижал и не обижает. Откуда у них такие выводы, вообще в уме не складывается. Что делать? Очень жду вашего совета.

Здравствуйте. 
Ребенок рождается с типом темперамента. Это свойство нервной системы, которая характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения. С момента рождения ребенка, его нервная система дозревает, а потому возбуждения намного больше, чем торможения (мама помогает расслабляться, засыпать, успокаиваться и т.д.). Потом, по мере взросления, ребенок учится делать это самостоятельно. Но для этого нужно ребенка этому научить (не стыдить, наказывать, а поддерживать, помогать и показывать). Примерно к 7-8 годам появляются навыки саморегуляции. 

Это я к чему? Что даже при должной зрелости отделов головного мозга, навыках и поддержке, есть чистая физиология - темперамент. И если он возбудимый, ругай-не ругай, говори-не говори, а он будет таким. Его в некотором роде, конечно, сломать можно. Но тогда будет сломанная личность. Которая не верит себе, не принимает себя, не знает, куда дальше и о чем мечтать. Уверена, вы не хотите этого своему ребёнку. А значит, важно научиться слышать его, слушать, поддерживать, уважать и помогать быть собой в тех условиях, в которых он оказался. 

Всегда оставайтесь на стороне ребенка. Вы можете обсуждать с ним поступки, можете быть чем-то недовольны, но в корне своем оставайтесь тем, кто принимает. И тогда задача не в том, чтобы избавиться/убрать/побороться, а в том, чтобы научить/найти выход и альтернативу. Например, дайте ему тетрадку, где он может рисовать, когда становится скучно. Или можно положить на пол резиновый шар с мягкими шипами, пусть изучает его ногами под столом.

Что касается учителей. Судя по всему они умеют работать только с "удобными детьми". Искать подход, выстраивать отношения, учитывать индивидуальности и т.д. требует большого мастерства и ресурса. Поэтому они стыдят. Это такая манипуляция. Под стыдом человек готов все что угодно сделать, лишь бы его приняли в группе (страх быть изгоем). И тогда тут либо пытаться договориться с ними (что маловероятно), либо позволить ребенку выбиваться из норм (что совсем не страшно, стоит себе только разрешить), либо искать другую школу/класс. Выбор за вами.

В любом случае все те срывы, что вы описываете, это скорее про токсичные пары стыда, чем усталость. Вы, похоже, сами в ловушке у учителей. Если я права, очень настоятельно рекомендую обратиться к специалисту за помощью очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем портале https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»