У сына проблемы с успеваемостью в новой школе

У сына проблемы с успеваемостью в новой школе

Здравствуйте. У моего сына возникли проблемы с успеваемостью после перевода в новую школу. Ребёнок в 1 классе второе полугодие был на дистанционном обучении (как и весь класс). Первый месяц 2-го класса тоже был дистанционно. Дома с ребёнком занимались, выполняли все поставленные задачи учителем и решали все задания, какие задавали. 


Было принято решение переехать, чтобы ребёнок мог начать нормально обучаться. Во время зачисления в новую школу я разговаривала с классным руководителем, объяснила ситуацию, что ребёнок был длительное время на дистанционном обучении. Изначально у него была хорошая успеваемость и желание ходить в школу, но сейчас выплывают пробелы в знаниях и то, что ребёнок может быть отстающим, так как темп в школе гораздо быстрее, чем при занятиях дома. 

По итогам нескольких недель учитель объяснила, что ребёнок действительно отстал, он медленнее пишет, гораздо хуже читает и не успевает делать самостоятельные работы за то время, которое им предоставлено. Если времени больше, он делает работу, с ошибками, но на 4. А если времени меньше, то сделано мало и все неправильно, соответственно, 2. Успеваемость стала хуже. 

С ребёнком начала дома дополнительно заниматься и несколько раз объяснять пройденную тему, даже на устные задания он дома отвечает и рассказывает, в школе встаёт и молчит, или не может связать двух слов. Мы стали заниматься с репетитором и начали ходить на занятия по скорочтению. Репетитор говорит, что сдвиги есть, и ребёнок решает задания.

В школе учитель говорит, что он остался на мёртвой точке и ничего не знает, и ничего не делает. Последней ситуацией в школе было, что ребёнок выучил правило дома, рассказал его мне, несколько дней подряд рассказывал, не смотря в учебник, учитель сказала, что он ей не смог рассказать, а ребёнок говорит, что он не слышал, чтобы она у него спрашивала про правило, и по сей день ждёт, когда у него спросят это правило, чтобы получить хорошую оценку. 

Также учитель сказала, что вызвала его к доске, чтобы он решил задание, а он его не решил, она его усадила и поставила 2. Как объяснил ребёнок, он не понял, что нужно делать в этом задании. При решении дома подобной задачи, когда я ему озвучила, что от него требуется, ребёнок решил её сразу же. 

Подскажите, что я могу ещё сделать, чтобы повлиять на успеваемость сына? После всего пройденного у ребёнка уже нет желания идти в школу. Я боюсь, что у него может совсем пропасть интерес к учёбе.

Здравствуйте!

Понимаю ваши переживания и очень сочувствую вам и вашему мальчику! Конечно, сложно удержать высокую мотивацию ходить в школу, когда у усилий нет позитивной обратной связи в виде хороших оценок или признания.

Если посмотреть на ситуацию со стороны, то, похоже, ваш сын попал в замкнутый круг:

Мальчик переживает и из-за этого не может собраться и быстро сообразить, что от него требует учитель – Учитель видит, что у ребёнка не получается ловить материал с той скоростью, как и другие дети, и ставит низкую оценку – Из-за этого мальчик начинает переживать ещё сильнее, собраться становится ещё труднее и т.п.

Плюс, к этому добавляется небольшое отставание от программы. Учитывая, сколько сил вы вложили в то, чтобы ребёнок догнал других ребят из класса, сколько репетиторов вы наняли, вряд ли ребёнок отстаёт от программы из-за сильной нехватки знаний или навыков. Скорее – из-за переживаний.

Когда мы тревожимся, напряжены, наш мозг работает хуже. Нам может быть сложнее ориентироваться (некоторые люди в стрессе даже слышат хуже), мы путаемся, «тупим», теряемся, темп наших действий замедляется.

Чтобы выйти из замкнутого круга, важно обратить внимание на оба момента, которые к нему приводят:

1. На отношение учителя к ребёнку.

Сейчас со стороны учителя к вашему ребёнку нужен более индивидуальный подход. При этом важно понимать: у педагога ограничено время урока, в классе сидит ещё пара десятков детей. Далеко не всегда учитель может уделить максимум внимания какому-то одному ребёнку. Не потому, что он плохой специалист, а потому, что его ресурсов может не хватать.

Поэтому, если получится, одна из ваших задач – наладить отношения с учителем, чтобы она смогла заметить сложности ребёнка и уделить ему чуть больше времени, чем остальным.

Наладить отношения обычно помогает доброе, человеческое взаимодействие: когда мы признаём трудности человека, когда видим его усилия, его профессионализм, когда идём к нему не бороться, а понимать и договариваться.

Если вы сможете найти слова, чтобы уговорить учителя давать вашему мальчику чуть больше времени, это может помочь. Уговорить – это не вымаливать, конечно. Но тактично, мягко попросить. Замечая, как много учитель вкладывает в свои уроки, как ему бывает непросто, как вам повезло, что вы попали в класс именно к нему и т.п.

2. На отношение к ситуации ребёнка.

То, что вы занимаетесь с ребёнком дома, важно и нужно. Вы уже внесли огромный вклад в его обучение. Что ещё могло бы помочь ребёнку учиться, поддержать его мотивацию:

- Посещение кружков и секций, олимпиад, музеев с групповыми экспериментами или обсуждениями, квестов и т.п.

То есть посещение любых мест и мероприятий, которые вы найдёте, в которых ваш мальчик сможет проявить свои знания, скорость, смекалку и достичь какого-то успеха.

Важно, чтобы вы в этот момент позволяли ребёнку играть, общаться, заниматься, соревноваться, решать задачки самостоятельно. Вы должны всегда в такие моменты быть с ним рядом.

И важно, чтобы обстановка на мероприятии была для мальчика достаточно приятной и безопасной, чтобы он мог потихоньку начать рисковать, пробовать проявлять инициативу, быть более смелым, чем обычно.

Мероприятия вне дома, в кругу других детей, необходимы. Потому что рядом с вами ребёнок может учиться, решать задачки, зубрить правила, но это всё-таки домашние, «тепличные условия». И хорошо, что они есть, они обязательно должны быть в жизни. Ваша задача – быть не строгим учителем. Ваша задача – быть мамой, мягкой, понимающей, поддерживающей, и вы очень хорошо и очень правильно с этим справляетесь.

Но кроме дома у ребёнка должна быть возможность ещё и выходить в реальную жизнь. Где иногда нужно быть чуть шустрее, где порой нужно ориентироваться в хаотичных обстоятельствах, рисковать, соревноваться, выкрикивать свой ответ и т.п.

Это не сделает вашего мальчика очень активным, бойким. Но такие мероприятия помогают детям раскрепостится, получить опыт успеха среди сверстников, который сильно поможет и в школе.

- Поддерживать инициативу и смелость ребёнка дома.

Важно, чтобы и рядом с вами у мальчика была возможность сказать, что он хочет, в чём-то вам помочь, где-то проявить смелость и смекалку.

Те качества, которых сейчас ребёнку не хватает в школе, обычно растут из домашнего взаимодействия.

Посмотрите, что сейчас вы можете сделать, чтобы мальчик был более самостоятельным. Например, какие задачи вы можете отдать ему на самостоятельное выполнение. В чём вы можете ждать, что он будет действовать быстрее, чем раньше.

Необязательно в этом быть строгой и требовательной. Это не про изменение ваших отношений, а про освобождение жизненного пространства для того, чтобы нужные качества вашего ребёнка могли сформироваться и окрепнуть.

- Попробуйте немного снизить ценность школьного обучения.

Если вы ждёте от сына исключительно хороших оценок и сильно расстраиваетесь, когда он их не получает, это нагружает учебную сферу и ещё больше увеличивает тревогу.

Если вы замечаете, что ваши требования к обучению высоки, если вы думаете об оценках ребёнка каждый день, если минимум раз в день в разговоре с мальчиком вы затрагиваете тему школы – важно чуть уменьшить свои ожидания.

Так со временем напряжения и у ребёнка станет меньше, он ощутит больше свободы.

Это вовсе не значит, что нужно полностью закрыть глаза на то, как учится ребёнок! Скорее постарайтесь перевести внимание на другие сферы жизни, свои или сына, замечать, что увлекает вас, что ещё хорошо получается у мальчика.

Обучение и оценки важны. Однако требование высоких оценок мотивацию учиться не укрепляет. А вот интерес, энтузиазм и самостоятельность могут сработать положительно.

Желаю вам большой удачи. Всего доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»