Вопрос специалисту

Замечаю за собой, что не могу дать ребёнку опору

Замечаю за собой, что не могу дать ребёнку опору

Добрый день! Беспокоит мое отношение к старшему сыну. Повышенная тревожность. На данный момент я замечаю за собой, что не могу дать ребёнку опору. Я вижу, что ему сложно общаться со сверстниками (у сына ЗРР), его избегают дети. В садике с ним практически не общаются (по словам воспитателей, его дети не понимают), на площадке замечаю, что дети не хотят с ним играть (хотя он проявляет инициативу, интерес к другим детям, но все заканчивается на начальной стадии, в неумении продолжить беседу или завязать разговор или игру). 


Я чувствую, что его это ранит, но помочь не могу. Просто не соображаю, как можно повлиять на ситуацию. Я замечаю за собой, что, когда обижают моего ребёнка, как будто обижают меня, и чувствую беспомощность. Я боюсь, что ребёнок это чувствует и потом не может себя ощущать в безопасности... Я очень хочу поменять своё отношение к ребёнку, стать опорой и поддержкой для него, верить в его силы и любить безвозмездно. 

Существует ли такой «механизм», как помочь ребёнку в общении со сверстниками? Да и вообще с окружающими.

Здравствуйте!

Я сочувствую вашей ситуации. Очень непростой. Замечаю, как вы переживаете, как хотите помочь сыну адаптироваться, жить уверенно, счастливо. И как беспокоитесь, когда сами сильно теряетесь.

Отвечая на ваш вопрос, существует несколько универсальных рекомендаций, которые могут помочь ребёнку в общении. Я не дам 100-процентной гарантии, что они точно подойдут вам, потому что все дети разные, в ответе на письмо невозможно учитывать реальные особенности вашего ребёнка. Но быть может какие-то из них окажутся для вас полезными:

1. Рассказывать о том, как общаться и дружить.

Мы не рождаемся с социальными навыками. Их приобретение – это путь. И на нём ваши прямые подсказки будут для ребёнка важным и полезным ориентиром.

Хорошо, если получится говорить простым языком, доступно для ребёнка и на примерах из его реальной жизни.

2. Помогать в моменте.

Когда вы замечаете, что ваш мальчик не справляется с ситуацией, вы можете деликатно включиться и помочь ему: подсказать, направить. То есть помочь детям наладить совместную коммуникацию. Кто-то из других ребят может быть недоволен, но кому-то это будет полезно и уместно. Другие детки могут теряться, не понимать вашего мальчика, и отворачиваться поэтому, а не потому, что он не нравится.

3. На примере сказок, любимых книг, мультфильмов учиться разным видам коммуникаций, в том числе невербальных.

Например, можно обращать внимание не только на то, что люди говорят друг другу при знакомстве, но и как они себя ведут, как улыбаются, какие жесты делают. Для вашего мальчика это тоже может служить опорой: проявлять себя можно по-разному.

4. Тренировать навыки общения в играх.

Игра – лучшая тренировочная площадка для детей. В ней они пробуют разные способы поведения, разные стратегии взаимодействия с другими.

Чем больше сценариев вы проигрываете, тем шире будет репертуар поведенческих возможностей у вашего сына.

5. Водить в кружки и секции.

Существуют как платные, так и бесплатные активности, которые проводятся специалистами с детьми. Они помогают детям адаптироваться друг к другу под присмотром и с участием взрослых. Это всегда полезно для социализации.

Поищите такие возможности в вашем городе. Например, бесплатные мероприятия для детей часто устраивают в кафе и ресторанах на выходных, в библиотеках, музеях, на городских праздниках и т.д.

Это касается операциональной части вашего вопроса.

Но ещё и часть, связанная с вашими переживаниями: вашей беспомощностью, тревогой, страхом, раздражением. И здесь мне особенно хочется вас поддержать: на ваших плечах, действительно, лежит непростая задача. Наверняка ваш мальчик посещает специалистов: логопеда, невролога, быть может, и нейропсихолога. Но прогресс может идти медленно, ребёнок всё равно отличается на данный момент от других деток.

Чтобы чуть укрепить ваши внутренние опоры, попробуйте более ясно расписать для себя, с чем связана ваша тревога. Обычно она направлена в будущее и касается двух аспектов: ощущения собственной неправильности (или неправильности ребёнка) или страха, что в будущем он окажется бессильным перед жизненными сложностями. Чаще всего можно обнаружить обе причины.

И тогда можно попробовать посмотреть сперва в сторону второй. Например, составьте список, что уже сейчас вы делаете ради блага ребёнка, как помогаете ему, как адаптируете. Так вы заметите, сколько ваших усилий является для мальчика опорой и точно не проходят впустую.

Плюс, можно собрать полную картину развития ребёнка. На сегодняшний день у него точно есть гораздо больше знаний, умений и навыков, чем полгода назад, год назад, 2 года назад. А значит, он обучаем и не беспомощен. Прогресс есть и он будет продолжаться. Это важно замечать.

И после важно посмотреть в сторону первой причины, если и она вам откликнулась. Помочь себе прожить самые разные чувства, которые могут касаться вашего ребёнка и его развития. Посмотреть на себя и на обстоятельства своей жизни с бережностью и заботой. Им должно быть место, потому что вам непросто, ситуация требует от вас большого участия и огромного количества сил. И тем не менее, она может вызывать и грусть, и страх, и злость, и горе.

Чем больше своих чувств относительно диагноза ребёнка вы замечаете, чем больше позволяете себе проживать, тем более устойчивой вы становитесь рядом с мальчиком, как ни странно. Потому что, когда мы даем эмоциям право на существование, постепенно они уходят, оставляют нашу душу.

Будьте, пожалуйста, бережны и внимательны к себе.

Желаю вам всего хорошего.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»