Как нападки учителя отразятся на психике ребенка?

15.03.2022

Добрый день. Как поступить родителям, если учитель во время отсутствия ребёнка в школе одноклассникам говорит, что этого ребёнка выгнали из другого класса? Если ребёнок ранимый, как это отразится на его психике? Если такие нападки происходят периодически в школе, это такая манера воспитания со стороны «учителя » и как минимум бездействие со стороны директора, и безразличие со стороны классного руководителя? Как поступить гуманно и психологически верно в данной ситуации родителям?


Здравствуйте. 
Читаю ваш вопрос и как будто у вас есть внутреннее решение. Осталось только заручиться поддержкой некого авторитетного лица в данной области. И тогда о чем это для вас? Возможно, где-то в глубине души вы сомневаетесь в однозначности ситуации. И тогда стоит найти этого "червяка", который точит целостность "яблока". Например, вы сами не слышали этого, а человек, который вам это рассказал не вызывает абсолютного доверия. И тогда как вы можете помочь себе в данном вопросе? Например, можно перепроверить информацию в разных источников. 

А начать не с защиты своего ребёнка, а с прояснения, что именно было сказано, в каком контексте и прочее. А уже после будет понятно, стоит ли включать защиту, какую, когда и в какой мере.

А возможно вы это уже сделали, вы знаете, что правы, но чувствуете страх перед конфликтом и/или его последствиями. Это тоже стоит учитывать и исходя из этой точки составлять план мероприятий.

Например, если я скажу, что вы правы, идите в бой, жалуйтесь, заберите ребёнка из школы, это придаст вам сил? А где вы их будете черпать? И можете их сразу найти и вернуть себе право действовать без посредника (моего одобрения), а напрямую?

Когда вы спрашиваете о возможных последствиях, я слышу страх навредить ребенку. И тогда как будто есть точка невозврата, которая "развяжет руки". Мол, если это грозит психотравмой, то точно пойду защищать. А если не точно? Ведь это поведение учителя в любом случае не норма. Или это можно простить и не заметить? В моей системе ценностей никогда нельзя так. Вне зависимости от рисков последствий.

Что касается самой психологической травмы: она формируется не от интенсивных переживаний. А если не было выхода. Например, ребенок испугался, а помощь ждать было неоткуда.

Когда вы спрашиваете про гуманность, я слышу в этом тоже страх. Как будто сложно выйти на прямой конфликт. Как будто если вы будете гуманной, то это гарантирует вам взрослый здоровый диалог. К сожалению, нет, не гарантирует. Даже больше скажу: учитель уже демонстрирует поведение вне здорового взаимодействия. Гуманный подход будет рассчитан скорее как слабость. Не факт, но вероятно. Есть такое выражение: "с волками жить, по-волчьи выть". В данный ситуации я бы расценила её как необходимость говорить на одном языке. Вы просто рискуете остаться неуслышанной. Да и откуда идея, что от агрессии можно защититься мирным диалогом? Я бы сказала, что можно, но не всегда и не со всеми. Важно - возвращать себе право выбора реагировать по-разному.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад