Учителя называют сына неадекватным

09.11.2019

Добрый день. Честно, даже не знаю, как сформировать мысль, в чем наша проблема. Так как мы с мужем не считаем, что это проблема, но хочется все равно услышать мнение профессионала. На сына из школы постоянно приходят жалобы. Классный руководитель считает, что у ребенка низкая самооценка, присутствует агрессия, даже проскальзывают такие слова как «неадекватный». Жалобы заключаются в том, что он на перемене активно себя ведет (бегает, подножки ставят друг другу...), на уроках бывает не слушает учителей, разговаривает, смеется, не слушает и не пишет классную работу, срывает таким поведение уроки, стал в хамить и огрызаться, особенно с учителем физкультуры (но тут мне понятно, этот учитель обзывает часто детей, козлы, дебилы и тд и сын прямым текстом говорит, что не уважает его). Когда спрашиваем, почему он так себя ведет в школе, отвечает, что все достали ... Сам по себе он добрый, отзывчивый, умный ребенок, учится хорошо, дома бывает, сходит с ума но по-детски, каких-то страшных вещей никогда не делал, ни дома, ни в школе... Ходили с мужем к директору, были и все учителя сына, в один голос не адекватный и все, даже ругались с ними, как не адекватный-то?! Проблемы с учителями они замечать не хотят, ссылаются на родителей, мол, мы его не воспитываем, и учим этому всему его сами.... В свою очередь хочу сказать, что у нас нормальная, полноценная семья, проблем серьезных нет... Конечно, с такими жалобами ругаем его частенько, сейчас нет телефонов планшетов в наказание... Он никогда не рассказывает, что с ним происходит, и в саду так было, подрался и тут же забыл... Не рассказывает не потому что не хочет делиться или не доверяет, а именно потому что это не важно для него.. было и прошло.... Сегодня учительница, к примеру, прислала рисунок на клочке бумаги, какие-то человечки с гениталиями, ножи в руках, и надпись «Пьяный клоун».... Именно поэтому я засомневалась, может мы упускаем что-то... но как вытащить это из него и как помочь не знаю?! Пару лет назад мы ходили на прием к психологу, нам тогда постоянно говорили, что он гиперактивный... диагнозов нет никаких у нас ... просто мнение учителей опять было. Так специалист успокоил нас и заверил что ребенок абсолютно нормальный. Может, вы что-то нам подскажете?

Екатерина

Екатерина, здравствуйте.

Во-первых, диагнозы ставят строго только врачи и никто больше. Поэтому это точно место для выстраивания границ с учителями. Во-вторых, диагностировать заниженную самооценку и прочее может тоже только специалист. Учитель может указать на конкретные жалобы, но не вешать ярлыки. Например, понятие «адекватный» очень относительно. Важно понимать, чему и/или кому неадекватен ребенок по мнению учителей. Можно напрямую задать такой вопрос. Если речь об их мнении о том, каким должен быть ребенок/ученик, то это вопрос их ожиданий, а не проблем у ребенка. Если он не адекватен ситуации (там, где грустно, смеется, например), то с этим вопросом стоит обратиться за консультацией к неврологу. В противном случае, это вопрос скорее контакта ребенка с учителями и профессионализма преподавательского состава.

Агрессия – это действие, направленное на защиту себя или кого-то. Учитель позволяет себе нарушать личные границы ребенка, но не терпит ответа? Это проблема не ребенка. Он защищается, он имеет право. Ребенок, чья личность сломлена, чья агрессия под запретом страдает и на психологическом и на физическом уровне. Каждый человек имеет право быть, чувствовать и реагировать.

С вашей стороны важно поддержать ребенка в защите. Но это не значит, что нужно потворствовать хамству, например. Скорее нужно научить ребенка осознавать свои эмоции, не впадать в аффекты, а по-разному проявлять злость, обиду, раздражение, ярость и так далее. В этом вам помогут упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта и техника контейнирования эмоций.

Зеркальте состояния ребенка, например словами: «Я вижу, ты злишься, я бы тоже злилась. Давай вместе подумаем, как сбросить напряжение?». Вы можете подраться подушками, пообзываться выдуманными словами, потопать ногами и т.д.

Обратите внимание на режим дня ребенка, питание. Уделяйте особое внимание навыкам расслабления. Обучите дыхательным упражнениям. Обратите внимание на продолжительность и качество его сна. И, конечно, не забывайте подавать собственный пример того, как вы справляетесь с социально неодобряемыми эмоциями. Старайтесь не наказывать, а учить ребенка, помогать и поддерживать. Он должен знать, что его любят всегда, вне зависимости от его поведения. Вам может не нравиться поступок, но сына вы любите всегда.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад