Возраст ребёнка: 6 лет
В детском саду ребёнок не разговаривает, хотя дома говорит прекрасно
В подготовительную группу ходит девочка, которая не посещала детский сад 2 года по семейным обстоятельствам. Находясь в детском саду, ребёнок не разговаривает, хотя дома она прекрасно говорит. Устные задания она выполняет (рисует, лепит, танцует, расставляет карточки с цифрами по порядку и т.д.), отвечает на вопросы кивком или поворотами головы (т.е. "да" или "нет"). У неё есть старшая сестра, которая стала говорить только в 1-м классе, после того, как мама сказала, что если не будет разговаривать, то её отведут в больницу и будут проверять, почему она не разговаривает (дома она разговаривала нормально). Девочка не разговаривает в детском саду ни с детьми, ни с педагогами (присутствие мамы не помогает). Маме она не объясняет, почему не разговаривает в садике. Подскажите, пожалуйста, как "разговорить" ребёнка?
Елена
Здравствуйте, Елена.
Если ребенок не разговаривает только в детском саду, скорее всего молчание ребенка связано с адаптацией к садику. Мне не известна причина перерыва посещения, но возможно, что связь с молчанием среди незнакомых людей тоже есть. Как проходила адаптация в первый раз, как только девочка пошла в садик? Как складываются её отношения с незнакомыми людьми на детской площадке?
Если причина молчания ребенка – в адаптации, то для того, чтобы дочь начала говорить, нужно время для формирования доверия и доброжелательность, открытость со стороны воспитателей. Первые 2-3 месяца важно, чтобы девочка была включена в процессы, происходящие в группе, несмотря на её молчание. Если все идут на музыкальное занятие или на прогулку, девочка идет тоже. Важно продолжать разговаривать с ребенком, когда она находится в группе, пусть даже ответом будет кивок или молчание. Страх новых незнакомых людей постепенно пройдет, если те окажутся дружелюбными. В то же время, важно следить за тем, чтобы среди других ребят девочка не чувствовала себя отчужденной. Когда дети принимают нового ребенка в свой коллектив, делятся игрушками, приглашают в свою игру, ребенок чувствует себя своим, включается и начинает общаться, не боится предложить игру сам.
Тревожные и неуверенные в себе дети реже идут на контакт. Поддерживайте активность девочки, её самостоятельные шаги в исследовании окружающего мира. Станьте образцом, с которого можно взять пример активности в социальных контактах. Ведь родители – это авторитет для ребенка, а значит главный пример для подражания.
С помощью игрушек, организовав игровой процесс можно узнать причину молчания. То, что не говорит девочка, скажет персонаж, которого она выберет в качестве себя. Главное – создать схожую игровую ситуацию.
Иногда молчание может происходить на фоне травмы. Учитывая особенности ребенка и вашу семейную ситуацию решение о том, нужна ли ребенку психологическая помощь остается за вами. У меня есть только несколько предположений о причинах и возможных решениях, улучшениях для вашей ситуации.
Благополучного решения ваших вопросов.
Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»