Вопрос специалисту

В новой школе учитель не поддержал сына, и теперь он плохо учится

В новой школе учитель не поддержал сына, и теперь он плохо учится

Здравствуйте. Вопрос мой по воспитанию подростка (сына) 13 лет. Небольшое предисловие: 3 года назад поменяли школу-по причине ближе к дому. Переходили в 5 классе, сейчас учится в 7. Первый год выстраивались отношения с учениками (завоевать авторитет в классе не получилось). О том, что были конфликты поначалу рассказывал, отец советовал отстаивать собственное достоинство любыми путями. Позже перестал рассказывать, говорил «все хорошо в школе». Классный руководитель особо не разглядел талантов в ребенке и вывела его за черту ниже середнячков. Постоянно замечания в дневнике, плохие отметки, позже эта тенденция перешла на другие предметы. Похвалы в школе ни разу не слышал. Об этом с учителем говорили, просила, чтобы немного поднять самооценку — хвалить его за успехи. На что ответил учитель: «я этого делать не буду, все равны в классе-это непедагогический подход». Дома стали постоянно ругать за неуспеваемость, оценка "2" стала появляться каждый день. До перехода в другую школу ребенок учился на "4" и "5", всем в классе был примером. Сложилась следующая ситуация на конец года: классный руководитель постоянно при удобном случае делала замечания-особое внимание заметили дети в классе и присоединились к процессу. Сын ничего не рассказывал, что каждый день ему как пытка ходить в школу. И мы его дома отчитывали каждый день за оценки (не понимая, что главная проблема в психологическом климате в классе). В 6 классе нам пришлось заниматься с репетитором по основным предметам, так как успеваемость скатилась в конец. На уроках, как рассказывал учитель, ребенок просто не работал, либо работал на "отвали". Репетитор дала оценку, что ребенок умный и не требуются занятия, он полностью владеет материалом. Дома от нас (родителей) только допросы и упреки. В конце учебного года 6 класса стала понимать, что причина не в успеваемости ребенка, а в угнетении его личности учителем и классом и родителями. Летом сын набрался смелости и рассказал про то, что происходило в школе все это время-мои опасения подтвердились. Обсуждали вариант поменять школу-сын против, говорит уже привык и к учителям и к тому, что в классе его не замечают. Именно такие отношения сложились с коллективом. Он даже описывал свое состояние, что будто он «человек с тучкой над головой, у которого всегда идет дождь». Оглядываясь на прошлый горький опыт, постарались сами (родители) в первую очередь изменится: 1. Обсуждаем только хорошие оценки, хвалим за успехи. Плохие не обсуждаем. 2. Предложила пообщаться с психологом, так как из-за постоянного угнетения упала самооценка. 3. Чаще говорю о том, как любим (ребенок не 1 в семье). Как-то сказал, что именно его никто не любит и не уважает. 4. Стараемся больше проводить времени вместе (в том числе в развлечениях) 5. Больше замечать хороших качеств На некоторое время сын немного воспрял духом, но не надолго. Проблема осталась, повысить самооценку сыну не получается. В школе у него просто нет желания учиться, в других коллективах-он живой и заинтересованный. Учитель со своей стороны представил видение вот такое видение: «в школу он приходит отдыхать от вашего родительского контроля. Когда появляется свобода-он не знает, как ее применить. Если мама эту ситуацию не предусмотрела и не дала совет, просто не знает, как быть». На замечание сына, что все списывают на уроке с интернета-учитель ответил, а ты что не можешь так? Мы же прививаем ценности в семье, что все дается через труд и знания в том числе….Эти две абсолютно разные позиции, представляю, вызывают диссонанс. У меня, честно говоря, тоже о том, как учились мы в советской школе и какие учителя дают советы) В классе общается с некоторыми ребятами. Недавно его отправили на олимпиаду по математике, стали в классе смеяться: за какие заслуги.  Я ему объяснила-просто завидуют. Подскажите как выстроить доверительные отношения с сыном, поднять самооценку, менять ли школу (либо учитывать мнение ребенка- он категорически против)? Что мы (родители) делаем не так?

Марина

Марина, здравствуйте.

Вы очень правильно поступаете в том, что даете ребенку опору и поддержку. Но я услышала жесткую позицию учителя, а ваша будто «провалилась». Оставайтесь непреклонны, требуйте другого, более чуткого отношения, к своему ребенку. Не все равны, но каждый заслуживает доброго отношения.

Вы правильно заметили, что для ребенка важно получить одобрение. Это возрастная норма. И если этого нет, то «Я» ребенка подвергается сомнению. Самооценка строится как раз на том, как к человеку относятся другие. Условно говоря, ребенок думает «если меня не любят, значит, я плохой». Хорошо, что в семье он этого не видит, так и должно быть, но учитель – фигура значимая, и тут стоит корректировать ситуацию. Если ребенок отказывается менять класс/школу, то либо отстаивать права ребенка (с учителем или администрацией школы), либо заниматься с психологом и возвращать ребенку самоценность через призму других людей, а также, учить его реагировать на стресс. И пока он остается в стрессе, самооценка будет страдать.

Сейчас ваш сын выбрал адаптироваться, он нашел для себя преимущества в том, чтобы быть незаметным. Это тоже нужная стратегия, но важно, чтобы он не потерял и другие (быть значимым, важным, ценным). Здесь важно отрабатывать эти навыки в безопасных коллективах (будь то группа у психолога или факультатив).

Почему для него важно наличие привычки («привык и к учителям и к тому, что в классе его не замечают»)? Тут надо разобраться. Дело в том, что он нашел вторичную выгоду или им руководит страх повторения. В зависимости от причины, будет строиться план коррекционных мероприятий.

Я не увидела проблем с доверием в вашем рассказе. Для его возраста характерно испытывать себя, изучать и держать какие-то аспекты личной жизни в тайне от родителей. Тут важно просто дать ребенку понять, что вы рядом, что готовы помочь, поддержать или просто выслушать, как только он будет этого хотеть и будет к этому готов. Предлагать, но не требовать.

Рекомендую обратиться к штатному школьному психологу за помощью или на нашем Портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»