Вопрос специалисту

Воспитатели не знают, как общаться с моим ребёнком

Воспитатели не знают, как общаться с моим ребёнком

Добрый день. Моему сыну 3 года 4месяца. У него диагноз - задержка развития речи. Лечимся у невролога, работаем с логопедом, дефектологом. Прогресс есть, прогноз благоприятный, но говорить еще не может. 


В этом году он пошел в садик. Воспитатель жалуется, что он агрессивен с другими детьми, бьет их игрушками. На занятиях сидеть не хочет. Если ему не нравится, встанет и пойдет по своим делам. Музыкальные занятия срывает. Она говорит, что не знает, как работать с такими детьми. Дома он так не ведет себя. Во дворе он играет с детками (но там детки постарше, знают его, идут с ним на контакт). 

Я разговариваю с ним, объясняю, что так нельзя. Он кивает, соглашается, но в саду все повторяется. Пугает, что воспитатели разводят руками и сами не знают, как с ним общаться. Подскажите, как быть в такой ситуации. Как объяснить ребенку, который не говорит.

Добрый день.

ЗРР – это непростой диагноз. Человеческая психика буквально построена на речи, поэтому при задержке её развития часто в той или иной степени страдают и другие психические процессы: мышление, внимание, память. Это не обязательно будет так, но раз такая ситуация есть, важно обратить внимание на всю картину.

Невролог и детский психолог – это специалисты, у которых стоит проконсультироваться по поводу нормативности развития ребёнка. В случае наличия отклонений, есть множество эффективных методов коррекции, которые позволяют добиться хороших и устойчивых результатов.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе, куда вы можете обратиться за помощью: https://www.ya-roditel.ru/map/.

Чтобы разобраться, как объяснить что-то ребёнку, который не говорит, важно знать, доступно ли ребёнку понимание обращённой к нему речи. И судя по вашему письму, вполне доступно, иначе бы малыш не кивал и не соглашался с вашими наставлениями.

Поэтому предлагаю вам обратить внимание на 2 момента:

1. Речь – это инструмент, который помогает нам донести до других свои мысли и чувства. Пока что ваш мальчик не обладает им в полной мере.

Представьте, что вы очень злитесь, или грустите, или хотите обратить на себя внимание, но никак не можете об этом сказать. Что бы вы сделали? Как бы показали другому свою агрессию? Кулаки в данном случае – самый простой и всем понятный способ.

Поэтому совершенно логично, что неговорящий ребёнок бьёт других детей. Это не самый лучший вариант, но это логично.

Попробуйте чуть расширить возможности вашего сына заявлять о себе. Как ещё он может выразить свою злость или неприятие?

Для этого сначала в подобных ситуациях называйте его чувства («я вижу, что ты злишься, тебе не нравится то-то и то-то»), ставьте границы («людей бить нельзя, мы так не делаем»), и предлагайте альтернативу («давай вместо этого ты топнешь ножкой или попрыгаешь?»).

Чем лучше ребёнок понимает свои эмоции и чем больше у него возможностей их выражать, тем легче ему будет общаться с другими.

2. 3,4 года – это ещё очень маленький возраст.

Мозг человека развивается на протяжении всего детства. Одни зоны созревают раньше, другие позже. Лобные доли, которые отвечают за планирование и самоконтроль, полностью формируются только к 21-25 годам.

Ни в 3, ни в 4 года ребёнок не может владеть собой. Конечно, постепенно у него развивается сила воля. Постепенно он всё лучше научается контролировать себя.

Но неспроста оптимальным возрастом для начала школьного обучения считается 7 лет. Именно к 7 годам ребёнок, наконец, физически может сидеть за партой дольше 15 минут и сосредотачивать своё внимание.

До 7 лет внимание ребёнка рассеяно. Есть нормативы, у пятилетки с самоконтролем лучше, чем у трёхлетки. Но всё же это не взрослые люди. Маленькие дети не способны просто сидеть и слушать. И это норма!

Развитие до 6 лет происходит в движении и в игре. Ребёнок, который носится по залу и играет с остальными, развивается лучше, чем тот, кто тихо сидит в углу и смотрит в стеночку.

Конечно, нам всем хочется, чтобы в любом возрасте детки нас слушались и были удобными. Но со здоровым развитием психики так не бывает.

Чтобы малыш 3-4 лет занимался какой-то деятельностью, его надо ею увлечь. Без интереса он будет отвлекаться, вставать и уходить. Он ещё не понимает таких правил, он ещё не может держать внимание. Просто не может!

Малыш 3-4 лет будет слушать ваши просьбы, кивать, соглашаться. Но в нужный момент это просто вылетит у него из головы. Потому что он пока не способен настолько отслеживать свои действия.

Задача воспитателя – создать такую среду, чтобы в ней было интересно, увлечь малышей через игру и весёлую активность. Сидеть и что-то делать долгое время – не самый доступный вариант. Есть те, кому это удаётся, в силу темперамента. Есть те, кому нет. И это тоже нормально.

Важно помнить одну вещь. Справиться с ребёнком, заинтересовать его – это дело воспитателя. Нельзя требовать от трёхлетки полной тишины и послушания, такого не будет.

Поэтому всё, что вы можете, - проверить, насколько нормативно развит на данный момент ваш малыш. Не только речевая функция, но и другие психические процессы. Любить его, поддерживать и учить эмоциональному миру, чтобы ему было проще справляться со своими чувствами и заявлять о них. Постепенно развивать его силу воли, мышление, внимание с помощью игр или на кружках.

Его послушание в пределах детского садика – не ваша задача. Правда. Если ребёнок способен сорвать музыкальный урок, сразу появляется много вопросов к тому, как педагог выстраивает программу занятий и насколько может найти подход к детишкам. Работа воспитателей – очень сложная, она требует огромных сил. Однако это их задачи.

Вы можете реагировать на слова воспитателей поддакиванием, киванием, пониманием: «Да, с такими малышами непросто, конечно. Наверно все разбегаются, кричат. Без интереса их ничего не заставить делать. Понимаю вас». Однако понимать, что вы здесь – ради своего ребёнка, на его стороне, для заботы о нём и его защиты. И это ваши главные родительские задачи. Не берите на себя слишком много.

Желаю вам удачи. 

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»