Добрый день. Подскажите, пожалуйста, стоит ли вывозить ребёнка в отпуск, в майские праздники, перед сдачей ЕГЭ. Вся в раздумье, не расслабится ли он.
Здравствуйте, Елена!
Трудно дать однозначный ответ на Ваш вопрос. Все очень индивидуально. Ребенок может быть очень хорошо подготовлен к ЕГЭ, быть совершенно уверенным в своем успехе и не видеть никакого смысла в дополнительной подготовке. Тогда, поездка вместе с родителями в отпуск не будет для него никаким препятствием — все равно он уже не готовится специальным образом к экзамену.
Надо сказать, что это очень редкий случай. Чаще всего выпускники, даже если они очень хорошо учились, понимают, что их знание предметов не является абсолютным и в полной мере актуализированным для сдачи экзаменов. Что нужно кое-что вспомнить, нужно потренироваться, а где-то и расширить свои представления о предмете.
Кроме объективного уровня подготовки подавляющее число выпускников находятся в состоянии предэкзаменационного стресса. Это обусловлено, прежде всего, с одной стороны, значимостью предстоящего мероприятия, с другой, высоким уровнем неопределенности его результатами — нет, и не может быть гарантий успешности, с третьей, ощущение несоизмеримости объема материала, который необходимо повторить с отведенным (и все уменьшающимся) для этого временем. В такой ситуации долговременный отъезд не может рассматриваться как отдых и, наоборот, может стать одним из факторов роста стрессогенности ситуации. Мало того, в случае не очень удачной сдачи ЕГЭ, родителям может быть предъявлено обвинение в том, что они помешали созданию полноценных условий для подготовки к экзаменам.
Ключевые факторы для снижения предэкзаменационного стресса: полноценное регулярное питание; физические упражнения; удаление любых раздражающих факторов. Наилучший вариант — установление размеренного режима, например:
В Вашем случае возможны следующие варианты решений.
Первый. Серьезно поговорить с ребёнком на предмет его готовности поехать в отпуск с учетом всех рисков для успешной сдачи экзамена и его уверенности в себе. При этом надо понимать, что заманчивость поездки для него может быть настолько высокой, что он может сам себя обманывать, в оценке собственных сил и уровня подготовленности к экзамену. В связи с этим можно предложить рассмотреть вариант поездки после экзаменов (если это в Ваших силах). При этом важно очень внимательно прислушиваться к его аргументам в пользу поездки — насколько они убедительны. Причем, обсуждения этого вопроса надо сразу строить как выбор из альтернативы: сейчас (в мае) или после экзаменов. Так будет лучше, поскольку ему не придется отказываться, а надо будет всего лишь выбирать.
Второй. Взвесив все риски, учитывая: уровень подготовки; цели по качеству результата экзаменов (сдать на 70 или на 90 – 100 баллов); уровень тревожности, характерный для ребенка (вспомнив, например, как он переживал предыдущие подобные мероприятия); насколько реально улучшатся/ухудшатся условия подготовки в случае решения остаться/уехать и т.д. отказаться от его поездки и обеспечить все необходимые условия для качественной подготовке к экзаменам.