Добрый день! Как исправить ситуацию, ругала ребенка за плохое поведение + шлепнула, сегодня меня на улице ударил ребенок! Как правильно себя сейчас вести, чтобы исправить ситуацию, чтобы этого не повторилось! Спасибо огромное!
Здравствуйте, Антонина.
К сожалению, в нашем обществе принято, что ребенка можно шлепнуть. Но это домашние насилие, и от этого нужно отвыкать. Для того чтобы справляться со своими эмоциями и не поддаваться ярким вспышкам гнева, злости и раздражения, нужно быть в ресурсе, то есть, полной внутренних сил. Для этого необходимо хорошо спать, правильно и разнообразно питаться, заниматься спортом, уделять время самореализации, чувствовать себя в безопасности. Если есть какие-то нерешенные конфликты, обязательно займитесь этим, ведь он «оттягивает» энергию на себя. Обратите внимание на режим своего дня. Возможно, стоит пересмотреть свои приоритеты и расставить их иначе. Например, больше отдыхать и меньше работать или готовить на несколько дней вперед. Все это обеспечит вам высокую сопротивляемость психики и, как следствие, возможность справляться с различными эмоциями, в том числе с социально неодобряемыми.
Если говорить в разрезе плохого поведения ребенка, то важно понимать, что в три года у ребенка происходит кризис. Человек вдруг осознает себя как самостоятельную личность. Теперь он четко осознает, что у него есть свои потребности, но у него все еще нет понимания о том, как их самостоятельно удовлетворять. В связи с этим, одновременно есть как большая зависимость от значимого взрослого, например, от мамы, так и желание от нее отделиться/ быть самостоятельным. Это формирует внутриличностный конфликт, в связи с этим у детей часто наблюдается эмоциональная неустойчивость. Кроме того, психика все еще возбудима, то есть, процессы возбуждения превалируют над процессом торможения. Это значит, что ребенок иногда просто не может физически остановиться, успокоиться и перестать делать что-то, о чем вы его просите.
Также, некоторые инструкции ребенку совершенно непонятны. Ведь мы часто используем абстрактные понятия или очень субъективные. Например, как «не обижать кошку» ребенку совершенно непонятно, потому что для этого нужно понимать что такое обида, как она возникает, что чувствует другой человек/ кошка, что чувствует сам ребенок, когда его обижают и какие действия к этому приводят. То есть, чтобы выполнить эту инструкцию, нужно иметь развитый эмоциональный интеллект, что невозможно в три года чисто физически. Почитайте книги Людмилы Петрановской и Юлии Гиппенрейтер. Возможно, они помогут вам в понимании того, что происходит и как с этим быть.
В противном случае ребенок будет просто копировать поведение с вас. А причинно-следственные связи в данном случае просты: вы злитесь, злость проявляете через удар, соответственно, всякий раз когда ребенок будет злиться, он будет бить вас. И это закономерно, ведь ребенок сейчас копирует вас без критического мышления. Он просто повторяет за вами образ мышления, поведения и те эмоции, которые вы испытываете. Условно говоря, если вы испытываете страх глядя на собаку, то ребенок будет также испытывать страх, не понимая почему. Если вы бьете, когда злитесь, ребенок тоже будет бить. А при сильном запрете, дети наносят вред себе.
Используйте технику контейнирования эмоций, учите ребенка узнавать эмоции у себя и считывать их с вас. Для этого есть довольно много упражнений и разных методических пособий, которые вам в этом помогут. Всякий раз, когда вы подняли руку на ребенка и повышаете голос, извинитесь перед ребенком и объясните, что это вы не сдержались и вы не смогли проявить злость иначе, а ребенок в этом совершенно не виноват и с ним так вести себя нельзя. Если моих советов будет недостаточно, то настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/