Вопрос специалисту

Я в гневе от того, что сын не хочет идти в детский сад

Я в гневе от того, что сын не хочет идти в детский сад

Сыну 4 года, ходим 5 месяцев в детский сад. Адаптация проходит очень тяжело. Утром сын просыпается в слезах и с вопросом пойдёт ли он сегодня в садик. После следует истерика, рыдания, крики вплоть до прихода в сад, там он цепляется за ноги, кричит, рыдает, не отпускает меня. В саду мы до обеда, без дневного сна. Я его забираю домой, потому что он не даёт спать детям, кричит изо всех сил и плачет. Вечером, после душа снова вопрос со слезами на глазах идём ли завтра в сад. И снова все по кругу, истерика часа на полтора-два, до момента пока я сорвусь на крик или от бессилия зарыдаю. Среди ночи просыпается и кричит в полудреме, заберу ли я его из сада. За ночь может до пяти раз проснуться. Я последние дни не могу больше держать себя в руках, стала срываться на крик, а сегодня утром даже ударила ремнем! Успокоительные пить не могу, т.к. есть малыш 9 месяцев, на ГВ. Что делать, как развеять страх сына, что он останется в саду навсегда и как держать себя в руках, если гнев накрывает с головой?

Рита

Здравствуйте, Рита.

Важно то, как вы реагируете на эмоции ребенка. А реакции строятся исходя из ваших умений, навыков и, конечно, понимания причин происходящего. Начнем сначала.

Ребенок может вести себя так по нескольким причинам, но мое предположение такое: в связи с рождением второго ребенка, он почувствовал себя в опасности, ведь теперь ему приходится делить маму с кем-то еще. А мама, как мы знаем, это не только забота, но и безопасность для малыша. И вот теперь посмотрите на ситуацию глазами ребенка. Малыш остается с вами, а его уводят туда, где ему плохо. Он просит о помощи, а его за это бьют.

Поэтому сначала важно вывести ребенка из стресса. Отнестись с уважением к его чувствам и эмоциям, поддержать его, обнять, сделать все, чтобы он вновь почувствовал себя в безопасности. Вероятно, придется какое-то время отказаться от садика. И потом, когда он вновь будет готов к сепарации, постепенно и медленно вводить его в новый режим дня. Поощряйте самостоятельность, помогайте пережить эмоции. Говорите с ребенком о своих чувствах. Скажите, почему вы приняли такое решение и почему садик – это хорошо. Играйте в детский сад дома, мотивируйте малыша к походу в группу.

Развивайте свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Помогайте друг другу осознавать чувства и учитесь проживать их. Как можно прожить злость? Для начала осознать ее, признать. Понять, почему она возникла. Подумать о том, что на самом деле ваз злит. Возможно, это результат усталости или вашего повышенного контроля. Затем нужно найти экологичный способ снять напряжение: побить подушку, покричать, потопать или пошуметь посудой. Если рядом ребенок, то нужно проговорить то, что происходит: «Я злюсь, потому что не спала ночью, но домашние обязанности для меня важнее, поэтому приходится ждать вечера». Так вы покажите, что происходит и поможете ребенку понять, что он не виноват в вашей злости.

Кстати, займитесь собой, уделите время себе, своему питанию и режиму дня. Эмоциональные всплески часто являются признаком усталости. А психика нуждается в ресурсе. И первое, что восполняет силы сопротивляемости – это здоровое, отдохнувшее тело.

Следующий шаг – это формирование новых навыков, новых стереотипов вашего поведения. Берите паузу между раздражителем и реакцией. Задайтесь вопросами: что вы сейчас чувствуете? Что хотите сделать? А почему? А это поможет? А кто передо мной? А какая есть альтернатива?

Так вы сможете включать осознанность и прививать себе навык не поддаваться ярости, а принимать решение о том, как вы поступите, и будете осознавать, почему это происходит. Может быть, дело совсем не в ребенке.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»