Вопрос специалисту

Я воспитываю маменькиных сынков

Я воспитываю маменькиных сынков

Здравствуйте. Сыну 12 лет, учится на «хорошо». Посещает дополнительно английский язык и математику. Учителя его хвалят, говорят, что у него очень хороший потенциал. В последнее время ребенок увлекся компьютерными играми. В школу ходит, потому что надо. Ни в какую секцию ходить и заниматься там спортом не желает. А сейчас и на математику не ходит. Один психолог мне сказал, что я во всем ему потакаю. Я его не воспитываю, и он скорей всего будет пьяницей. Что у ребенка не сформирована мотивация. У меня прямо почва ушла из-под ног. Сама я педагог, помогаю много родителям, а со своими справиться не могу. Вот Вам пишу, а у самой такой сумбур в голове. Старший сын поступил в ТУСУР, на бюджет, но сейчас приехал домой и хочет идти в армию. Учебу бросил. Мне сказали, что я "ращу " маменьких сынков, везде стелю солому. И ни к чему хорошему это не приведет. Подскажите, как мне быть.

Саран

Здравствуйте, Саран! 


Для начала, ни один грамотный психолог никогда не скажет то, что вы озвучили. Прошу вас не принимать на свой счет эти слова и обратиться к другому специалисту. Настоятельно рекомендую очную консультацию. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - https://www.ya-roditel.ru/map/ 

Теперь к вашему письму. Ваш младший сын вступил в подростковый период. Для него характерна смена векторов, в том числе и с учебы на общение со сверстниками. Другой вопрос, почему ребенок позволяет себе не ходить на уроки. Судя по всему, у вас действительно есть некоторые сложности в вопросах личных границ. В этом возрасте ребенок уже должен соблюдать границы и правила внутри семьи. Они есть? Если нет, настоятельно рекомендую их завести. Это может быть даже письменный договор, в котором будут прописаны все важные аспекты, права и обязанности каждого члена семьи. 

Например, сколько времени можно находиться за компьютером и какая будет санкция за просроченное время. Если раньше границ не было, то первое время ребенок будет настойчиво отвоевывать свои прежние привилегии. Это нормально. При вашей должной настойчивости и последовательности действий, он будет вынужден принять новые правила и соблюдать их. Правила должны быть предельно понятными, четкими. Никаких двойных понятий и абстрактности. 

Вы не можете требовать от ребенка всегда вас слушаться, тогда он потеряет свое мнение. Но можете придумать слово, которое придаст значимости вашей просьбе. Самое простое, это так и говорить: «для меня это очень важно». Правила должны работать вне времени и обстоятельств. «Нельзя» должно быть и в будний день, и в выходной, если вы устали, и если бодры. 

Кстати, не пользуйтесь часто словом «нельзя». Реже запрещайте и наказывайте, чаще давайте примеры того, как надо поступать. Разбирайте эти примеры с ребенком в жизни, фильмах, книгах. Давайте больше ответственности. Пусть у сына будут домашние обязанности. Не забывайте поощрять ребенка. Предлагайте ему выбор, давайте возможность принимать решения (даже ошибочные) и нести за них ответственность. Это формирует мотивацию и делает ребенка более самостоятельным. 

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»