Вопрос специалисту

Застенчивость сына

Застенчивость сына

Здравствуйте! Моему старшему сыну 8 лет. Дома с нами и другими родственниками он может позволить себе многое, а вот в школе или на каких-то мероприятиях чуть ли не прячется за спину. В школе боится что-нибудь спросить, если не понял, даже у одноклассников. Или не хочет... Хорошо бегает, но никогда не протянет руку, чтобы участвовать в спартакиаде. В бассейне за полгода ни с кем не познакомился, плавать так и не научился. Предложила на карате записать, сразу спросил: "А ты будешь смотреть, как я там тренируюсь и домой меня приводить-отводить?" В общем, где-то оторви-голова, а где-то тихоня, которая боится выделиться. Интересуюсь причиной - тупит взор, не отвечает, стиснув зубы. Виктория

Виктория

Тут не просто «где-то сорви голова, а где-то тихоня», тут есть явная тенденция. Свободно и раскованно, как обычный ребенок, он чувствует себя дома, с близкими, знакомыми ему людьми, а замкнуто и подозрительно – в «чужих» местах с посторонними или не близкими, малознакомыми людьми. Такая заметная и, можно сказать, патологическая разница в его состоянии и поведении (патологическая, потому что она мешает вашему ребенку нормально жить и общаться в социуме) вызвана каким-то внутренним конфликтом. И, скорее всего, это конфликт отсутствия базового доверия к миру. Базовое доверие к миру - это комплекс отношений, который формируется у детей в дошкольном возрасте, начиная с раннего младенчества и даже раньше – в пренатальный период. На его формирование оказывает существенное влияние отношение родителей к ребенку (желанность, любовь, пропорциональная забота, обеспечение безопасности, своевременное удовлетворение потребностей), согласованность действий родителей и других членов семьи в отношении ребенка, последовательность в действиях, взаимоотношения родителей друг с другом. Если какие-то из этих параметров нарушаются в течении какого-то значимого промежутка времени, у ребенка нарушается нормальное формирование отношений с внешним миром, то самое базовое доверие. Исправление ситуации - довольно длительное и кропотливое дело, и начинается с тщательного анализа имеющейся ситуации и анализа того, какие именно ошибки в прошлом привели к ней. Следующий шаг – выправление существующих на данный момент недочетов в родительско-детских отношениях и компенсация ранее допущенных.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист