Вопрос специалисту

Учитель жалуется на поведение дочери во время уроков

Учитель жалуется на поведение дочери во время уроков

Проблемы в первом классе. Жалобы от учителя на поведение дочери во время уроков (может встать, петь, рисовать, залезть под парту, заткнуть уши, не писать) и на агрессию в сторону одноклассников (толкает, ударяет). Это происходит не каждый день и не на каждом уроке. Правила поведения знает. Но иногда настолько эмоционально выжата, что не сдерживается (так говорит). После конфликтов чувствует себя виноватой, расстраивается, извиняется, старается изменить поведение. Учитель делает очень много мелких замечаний, угрожает докладными директору при всем классе, что сильно снизило самооценку дочери, появился страх, что ее выгонят. Дети, бывает, грубо ее отталкивают, прогоняют и грубят, дочь реагирует эмоционально. Сама не нападает. Дочь любит ходить в школу, обычно жизнерадостная. Утром хорошее настроение, одноклассники улыбаются ей и радостно приветствуют. После школы бывает возбуждена и дерзка. Но дома восстанавливается. Ходили к неврологу: дезадаптация с повышенными защитно-оборонительными реакциями. Серьезные нарушения проговариваем, когда дочь в спокойном состоянии. Мотивируем дочь: походом в цирк за 10 дней без крупных жалоб (например). На мелкие жалобы закрываем глаза. Прогресс в поведении есть, отмечался учителем. Но количество жалоб не уменьшается, всегда напишет несколько мелких (писала карандашом вместо ручки, например). В семье стараемся сохранить хорошие теплые отношения несмотря ни на что. Но у нас (родителей) уже сдают нервы из-за прессинга и сплошного негатива со стороны школы. Нас вызывали на разговор с двумя представителями от администрации. Когда мы пришли, оказалось со стороны школы 8 человек! Разговор агрессивный и неконструктивный из разряда "сделайте что-нибудь с ней". Мы не отрицаем существование поведенческих проблем, но считаем, что многое преувеличено. Считаем, что это конфликт "учитель-ученик", плохое поведение - следствие придирок и замечаний. Предложение педсовета: сидеть на уроке или подслушивать тайком в коридоре, не предупредив дочь. Мы боимся потерять доверие дочери таким поступком (подслушиванием). Сидеть на уроке - не поможет учителю держать дисциплину, когда родителя нет. Вопросы: Как реагировать на ежедневные жалобы со стороны учителя? Как разговаривать с учителем? Как разговаривать с администрацией школы, когда на нас агрессивно давят? Как правильно обсуждать с дочерью ее "плохое поведение"? Как нам (родителям) сохранять спокойствие и уравновешенность, когда все против нас? Как помочь дочери, чтобы она спокойнее реагировала на замечания и обидные ситуации, чтобы не нарушала дисциплину во время урока?

Екатерина

Екатерина, здравствуйте!

К сожалению, школьная система не идеальна (впрочем, как и всякое другое место, куда попадают наши дети). И слишком многое там зависит от человеческого фактора.

Идеальный ребёнок в школе должен быть удобным. И если учитель с кем-то не справляется, самое простое для него решение – обратиться к родителям с теми самыми словами «сделайте с ней что-нибудь».

В этой ситуации важно помнить, что большинство из того, что происходит в школе, особенно поведенческие проблемы, - это не ваша зона ответственности. Очень многое на уроке зависит от харизмы учителя, её умения завлечь класс, подать материал интересно и держать дисциплину.

Я понимаю, как плохо вы себя чувствовали в разговоре с администрацией. И естественно начинает казаться, что все против вас.

Я очень рекомендую сохранять в ситуации нейтралитет. Не вмешиваться в выяснения отношений с учителями. Не приносить домой эти скандалы и недовольства. Особенно – стараться не реагировать на мелкие замечания и не сидеть во время урока под дверью.

Вы совершенно верно говорите, доверие между вами и ребёнком, тёплая атмосфера в семье и ваши близкие отношения с дочерью гораздо важнее любой школы и любых оценок. Потому что именно семья строит фундамент личности и закладывает жизнестойкость.

На жалобы учителей можно реагировать спокойно: «Я вас услышала и понимаю вашу позицию». И всё. Ничего сделать с поведением дочери на уроках вы, правда, не можете. Девочка – не марионетка. Если ей сложно сидеть на уроке и слушать, она будет отвлекаться (об этом я ещё скажу ниже).

Ваша главная задача – сохранить собственное эмоциональное состояние стабильным, заботиться о ребёнке, увлекать её миром (чтобы сохранять интерес к учёбе), защищать и оберегать. Проводить время вместе и не делать проблемы в школе центром вашей жизни.  

Чтобы самооценку не подтачивали мелкие замечания, можно поговорить о них с ребёнком. Тактично сказать: «Возможно, учительница сбилась из-за того, что ты её не слушала. А возможно, она устала или была зла на кого-то, а ты просто попалась под горячую руку. Мне гораздо важнее, чтобы тебе в школе было спокойно и интересно, чем чтобы не было замечаний. Как тебе было на уроке? Что нового ты узнала? Тебе вообще нравится школа? Что ты больше всего там любишь?».

Этим вы объясняете замечания, вводя «дополнительные переменные», ведь причины недовольства, действительно, кроются далеко не всегда в детях. Плюс, показываете свою заинтересованность жизнью девочки.

Самооценка укрепляется за счёт вашего отношения к ребёнку: принятия, внимания, одобрения личности. Вы можете быть недовольны поведением, но не характером или девочкой в целом. Это тоже важно помнить.

Любая борьба имеет разумные пределы. Обратите внимание, насколько ребёнку вообще комфортно в классе. Не стоит доводить ситуацию до невроза, вашего и вашей дочки. Иногда лучший способ защитить себя и спасти психику любимых людей – уйти и поискать место, где будет больше адекватности и более высокий уровень профессионализма.

И последнее, но очень важное. Я не врач и поэтому ничего не могу сказать по поводу неврологического диагноза. Но ваше описание: отвлекаемость, низкий уровень самоконтроля, эмоциональная несдержанность в моменты усталости, - похоже на наличие некоторых сложностей. Обычно к 7 годам волевые процессы детей уже развиты достаточно, чтобы 20 минут без перерывов сидеть на месте (поэтому в начальных классах в течение урока делают минутки снятия напряжения и отдыха, обычно в виде небольших зарядок).

Если у ребёнка с этим есть проблемы, имеет смысл обратиться за консультацией к неврологу (возможно, вам понадобится консультация ещё одного специалиста, чтобы иметь более объективный взгляд) и нейропсихологу.

Недостаточная функциональность лобных отделов и проблемы с энергетическими блоками мозга часто выливаются в такую расторможенность и несдержанность. И если это так, девочке с этим тяжело самой. Сколько ни говори про правила поведения, но, когда мозг устаёт, она начинает двигаться и отвлекаться, чтобы как-то себя взбодрить и продержаться. Это физиология, и здесь никакие уговоры не помогут что-то изменить. При этом есть методы коррекции и специальные методики, которые отлично регулируют работу мозговых механизмов и очень сглаживают подобные проблемы (а часто и вовсе убирают их).

На нашем Портале можно найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Не отбрасывайте в сторону возможность получить помощь у специалистов. Не берите на себя чужую ответственность. И не позволяйте, чтобы проблемы в школе влияли на отношения в семье. Берегите друг друга. Никакая школьная ситуация не стоит того, чтобы рушить вашу близость и вредить детской психике.

Я желаю вам удачи!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»