Вопрос специалисту

Приемный ребенок и… еда

Приемный ребенок и… еда

Команда «Я — Родитель» провела опрос среди приемных родителей, дети которых пока пребывают на стадии адаптации. Мы спрашивали, какая проблема в этот непростой период является основным камнем преткновения. Оказалось, что практически все семьи сталкиваются и с трудностями, которые так или иначе касаются приема пищи. Как накормить ребенка? Или, напротив, как систематизировать прием пищи, не допуская переедания? Разберем реальные ситуации, обратившись к эксперту портала «Я — Родитель», психологу Павлу Потапову.

Почему вообще возникают проблемы с едой у приемных детей?

Давайте сравним, как развиваются «отношения» с едой и как протекает процесс принятия пищи у ребенка, который растет в обычной семье и у ребенка, который рос в семье неблагополучной и попал в результате в детский дом или вообще с самого начала являлся отказником.

Потребность в пище — одна из немногих потребностей малыша в первые месяцы после рождения. Ребенок хочет есть — он плачет, мама бежит к нему. Дети в обычных семьях приучены с самого рождения именно к такой схеме. Кто-то хочет есть чаще, кто-то — реже, любящая мама чувствует малыша и удовлетворяет его потребности. А что происходит с ребенком-отказником? Он не единственный в учреждении, кормить его положено по часам. Ребенок может плакать от голода, но это не значит, что его тут же бросятся кормить. Малыш не получает должного удовлетворения от пищи. Никто не будет следить, приятна ли ему конкретно эта температура продукта или нет. Он просто один из многих. На кормление отводится определенное количество времени. Все эти факты еще раз подтверждают — изначально процесс принятия пищи ребенка-отказника никак не связан с удовольствием. Как следствие — мышцы рта у малыша развиваются плохо.

Как только он чуть-чуть подрастет — пора привыкать к кормлению с ложки. И снова та же ситуация. У работников госучреждения есть задача — накормить всех подопечных. Нет ни времени, ни возможности подстраиваться под ритм каждого. Поэтому чаще всего ребенок просто не успевает распробовать пищу или отказаться от нее, потому что ему не нравится то или иное блюдо.

Возьмем другую возрастную категорию — ребенок от трех лет и старше. Его кормят в общей столовой, согласно четкому распорядку. То есть малыш не понимает, откуда берется еда, как ее готовят, всегда ли она будет. Снова никто не подстраивается под его жизненные ритмы: если малышу захочется перекусить через пару часов после обеда, никого это желание интересовать не будет.

После такого «знакомства» с миром еды ребенок попадает в обычную среднестатистическую семью. Где вряд ли есть четкий распорядок (мама сварила суп — садитесь есть, четко к часам процесс не привязан), где можно съесть печенье просто так, где еда не ограничивается стандартным набором из трех блюд. Разумеется, в период адаптации к новым условиям жизни у ребенка может возникнуть «зацикленность» на еде, неприятие такого количества разной пищи, желание «прожить» все те моменты, которых он был лишен с детства. Если говорить о последней проблеме — речь идет о регрессии, которая часто наблюдается в первые месяцы приемного ребенка в замещающей семье: шести- или семилетний ребенок начинает просить, чтобы его покормили с ложки, дали ему попить из бутылочки и т. д.

Более опытные родители говорят, что после прохождения периода адаптации трудности, связанные с едой, сходят на нет.

Теперь, когда понятно, почему проблемы с едой практически неизбежны, давайте обратимся к историям приемных семей.

История первая

«Леша постоянно ест. Такое ощущение, что у него, как у кошки, нет чувства насыщения. Он прячет колбасу под подушку. Даже если только что плотно пообедал, все равно тянется взять что-то еще. Если сыт, может облизать печенье и спрятать. Тоже под подушку, например. Нам не жалко его накормить, но должен же быть какой-то порядок в питании» (Анжелика, 28 лет, приемный ребенок в семью взят 4 месяца назад).

Комментарий психолога:

У каждого из нас есть индивидуальный пищевой опыт. Говорят, что люди, пережившие времена блокадного Ленинграда, голод испытывали постоянно. Скорее всего, у мальчика был опыт длительного голодания. В данной ситуации нужно исключить вариант с булимией. Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, эндокринной системы, психических расстройствах. Определить диагноз можно только на очной консультации со специалистом. Другой вариант — ребенок пытается что-то компенсировать едой. Недостаток любви или внимания. Свою растерянность. В таком случае проблемы с питанием уйдут при благоприятно проходящей адаптации.

История вторая

«Вике шесть лет. Согласно медицинским документам, она практически здорова. У нее нет гастрита, колита, язвенной болезни, или чего-то еще. Но она практически не ест. Каждое кормление — это мое выступление. Танцую, пою, отвлекаю на телевизор. Как с маленьким ребенком. Ложку за бабушку, за папу».

Комментарий психолога:

Все дети периодически с опаской относятся к некоторым продуктам. Возможно, вы пытаетесь накормить ребенка непривычной пищей. Выясните, что девочка любила, когда жила в детском доме. Спросите лично у нее, что ей нравится. А еще подумайте — действительно ли ребенок отказывается от любой еды? Или просто не может позавтракать и пообедать, потому что перед приемом «нормальной» пищи поел печенье, чипсы или конфеты? В таком случае нужна постепенность в подходе к организации питания. Стоит исключить «перекусы», приучать ребенка к полезным продуктам.

История третья

«Мише восемь. Он живет с нами с августа. Дома он совершенно нормально питался. Что положили в тарелку — то и поест. Как все дети, любит сладости, пиццу, чипсы. В сентябре он пошел в школу, и мы столкнулись с совершенно неожиданной проблемой. Он не ест завтраки, которые я собираю ему в школу, зато может выхватить из мусорного ведра чужой огрызок и доесть его. Или взять с подноса в школьной столовой недоеденный пирожок и быстро запихнуть в рот. Одноклассники его обзывают "помойкой". Что это вообще такое?» (Виктория, 38 лет, приемный ребенок в семье 5 месяцев)

Комментарий психолога:

По всей видимости, завтрак и обед «объедками» — часть поведения ребенка в детском доме или биологической семье. Такое поведение могло сформироваться в ситуации голодания. Для ребенка съесть то, что кто-то выбросил, то, что уже гарантировано никто не возьмет, кроме него, — это ситуация комфорта. Таким образом, школьник пытается минимизировать свой стресс, неминуемо возникающий при смене жительства, смене коллектива. Приемным родителям важно не замалчивать такие ситуации. Задавайте простые вопросы. Почему он достал еду из мусорного ведра? Понимает ли, что на ней много микробов? Что так нельзя делать? И, конечно, такие проблемы лучше обсуждать со специалистом.

Специалисты в один голос советуют: при проблемах с приемом пищи в первую очередь необходимо исключить заболевания органического характера. И если терапевты, эндокринологи, гастроэнтерологи и другие врачи утверждают, что на физиологическом уровне все в порядке, необходимо обязательно обратиться к психологу.

Елена Кононова

Комментарии:
CAPTCHA