У всех приемных детей есть один общий трагичный диагноз: нарушение привязанности. Неважно, в какой момент их покинули родители — в младенчестве или в осознанном возрасте, чувство разрыва с родным человеком оборачивается многочисленными психологическими проблемами. Приемные родители часто считают себя волшебниками, которые способны исправить их. По мнению неопытного человека, все очень просто: ребенок освоится, полюбит новую семью и будет счастлив. К сожалению, это не так. Привязанность формируется поэтапно, и сократить время прохождения этих этапов могут только сами приемные родители, вооружившись терпением и прибегая к помощи специалистов.
«Я — Родитель» приводит в пример этапы формирования привязанности, которые проходят все дети. Задача мам и пап — сопоставить возраст ребенка и момент, в который произошло нарушение нормального развития привязанности.
Этап первый. Телесный
Возраст: до 1 года
Ребенок испытывает привязанность через ощущения. Он привыкает к запаху мамы, к характеру прикосновений. Тем не менее, если за малышом будет ухаживать другой взрослый — он примет и эту заботу.
Этап второй. Поиск сходства
Возраст: до 2 лет
Малыш начинает копировать действия взрослых. Больше всего он обращается к самому «главному» взрослому — к тому, кто находится рядом с ним постоянно.
Этап третий: Определение принадлежности
Возраст: до 3 лет
Ребенок начинает осознавать свое место в семье. Он понимает слова «мой», «твой», «наш»; говорит: «Я хочу», «Это мое», то есть начинает чувствовать принадлежность.
Этап четвертый. Осознание значимости
Возраст: до 4 лет
На этом этапе ребенку очень важно понимать, что его любят. Он может спрашивать об этом открыто: «А ты меня любишь, мама?» Иногда это происходит неосознанно — ребенок пытается заслужить любовь своими поступками, добиваясь похвалы и ласки.
Этап пятый. Осознанная привязанность
Возраст: до 5 лет
Ребенок начинает испытывать осознанные чувства по отношению к дорогим для него людям. Эти чувства имеют продолжение в поступках. Малыш ищет способы, с помощью которых он может выразить свое отношение к родителям, говорит им о своей любви.
Этап шестой. Привязанность через понимание
Возраст: до 6 лет
Ребенок хочет, чтобы его понимали, любили таким, какой он есть. Малыш начинает делиться своими секретами с родителями, ждет от них положительной отдачи.
Все эти этапы формирования привязанности заложены природой, обычно дети преодолевают их неосознанно, сами по себе. Изучив этапы развития привязанности и историю усыновленного ребенка, приемные родители должны ответить для себя на вопрос: в какой момент цепочка прервалась? Когда конкретно ребенок остался без близких людей рядом?
Начинать работать с нарушением привязанности нужно именно с этого момента. Но все же, по мнению специалистов, даже если ребенок уже взрослый, зачастую все этапы приходится проходить заново. То есть в первое время малыш будет как младенец-потребитель. Он начнет проявлять ласку к приемным родителям, но и к другим взрослым будет относиться так же. Позже станет открывать сходство с новой семьей, затем осознает границу дозволенного и только потом начнет проявлять первые настоящие чувства.
Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности
Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша — в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз — значит, позволят еще. А если не позволяют — значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.
В семье необходима установка четких правил — причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство — так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант — взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:
- Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
- Посуду каждый моет за собой сам;
- Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
- После 21:00 нельзя включать телевизор.
Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.
Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».
Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.
Елена Кононова