Для начала ответим на вопрос:
У приёмных детей в большинстве случаев возникают проблемы в школе. Почему так происходит? Давайте разберёмся.
Что требуется от ребёнка в школе?
- Пребывание в детском коллективе: общение, взаимодействие, работа в команде, конкуренция и т. д.
- Общение со взрослыми в рамках установленных правил и иерархии.
- Дисциплина: выполнение требований учителя, усидчивость, вовлеченность в учебную деятельность, подготовка домашних заданий и другое.
- Мотивация к учению: познавательный интерес, желание учиться и узнавать новое.
- Определённый уровень развития интеллекта, памяти, внимания, мышления.
На реализацию этих запросов нужны немалые внутренние ресурсы. Мы знаем, что даже для детей из благополучных семей школа оказывается непростым испытанием. А есть ли эти ресурсы у приёмного ребёнка, имеющего травмирующий жизненный опыт?
Как правило, внутренних ресурсов детей, переживших потерю родной семьи, пребывание в детском доме и соединение с новой семьёй едва хватает на переработку всех этих событий и поддержку психологического состояния в настоящем.
Помимо этого, сами требования, которые предъявляет к ребёнку школа, могут стать для него триггерами, отнимающими ресурс и провоцирующими на защиту.
- Пребывание в детском коллективе может напомнить сироте о времени, проведённом в детском доме. Травмированный ребёнок (особенно подросток) будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников. У него могут быть недостаточно развиты навыки коммуникации. Он может проявлять агрессию как способ взаимодействия или как защиту.
- Для ребёнка, которого бросили один или несколько раз, остро стоит вопрос доверия взрослым, и общение с ними в школе также может напомнить ребёнку о негативном прошлом опыте. Такой ребёнок может проявлять негативизм, непослушание, агрессию к старшим. Он может врать и провоцировать учителя на агрессию к себе.
- Подчинение и дисциплина часто вызывают трудности у приёмного ребёнка. Это может быть вызвано сопротивлением, недовольством жизненной ситуацией или намеренным выражением протеста.
- Мотивация исходит из желания или потребности. У приёмного ребёнка в приоритете стоят базовые потребности: ВЫЖИВАНИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ. Прежде чем он поднимется по Пирамиде потребностей (А. Маслоу) на ступеньку САМОРЕАЛИЗАЦИИ, где находится источник мотивации к учёбе и саморазвитию, ему ещё нужно удовлетворить потребности в ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и ПРИЗНАНИИ.
- Дети из неблагополучных семей в большинстве своём имеют те или иные отставания в развитии интеллекта и высших психических функций. Этого нельзя не учитывать, отправляя их в школу. Низкая концентрация, неразвитость мышления и речи, а порой и отсутствие элементарных знаний о мире становятся серьёзным препятствие к обучению. Ребёнок не может понять материал без дополнительных объяснений. Ему трудно выразить свою мысль. Он постоянно отвлекается, не может запомнить информацию. Такой ребёнок неизбежно вызовет раздражение у учителя, осуждение со стороны одноклассников и почувствует собственную неуспешность.
Я считаю, что главным источником школьных проблем приёмного ребёнка является естественное для его жизненной ситуации отсутствие потребности учиться.
В моей семье у приёмных детей случались «качели»: в школе всё хорошо – в семье плохо, в семье наладилось – в школе проблемы. Это нормально. У ребёнка просто не хватает ресурса, чтобы быть успешным и в школе, и в семье. Тут надо помнить, что приоритет за отношениями в семье, так как в данный момент они являются для ребёнка опорой и могут удовлетворить его потребности в выживании, безопасности, принадлежности и признании.
Основные силы стоит вложить во вхождение приёмного ребёнка в новую семью и удовлетворение его первичных потребностей. А ждать от него академических успехов может быть не только бессмысленно, но и вредно.
Частая проблема для приёмной семьи – это предвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей, родителей и одноклассников. И в школе ему нужна особая поддержка и внимание со стороны педагогов. Необходимо обсуждать этот вопрос с ответственными взрослыми, непременно оставаясь на стороне ребёнка, что бы ни произошло.
Екатерина Шумейко
Фото с сайта top-fon.com