Около половины сирот, находящихся в социальных учреждениях, составляют сиблинги (потомки одних родителей), которые могут находиться не только в разных группах, но и в разных учреждениях, поэтому их общение между собой в силу возраста, состояния здоровья, информации друг о друге может быть различным.
Если помнит и ждёт встречи
Если ребёнок знает о том, что у него есть брат или сестра, и в разговорах и воспоминаниях постоянно возвращается к близкому человеку, скучает по нему, то надо будет искать пути сближения родственников, потому что сохраняя братско-сестринские отношения, можно надеяться в дальнейшем на сокращение неудач в семейной жизни выросших сирот: отношения с братьями/сёстрами позволяет им чувствовать себя психологически защищенными.
Разлучённые по разным приёмным семьям сиблинги зависимы от родителей, от места проживания, и не могут сами организовать своё общение. Ответственность за это ложиться на взрослых. Поэтому все решения должны приниматься родителями обоих детей.
Обоюдное желание и договорные отношения между семьями облегчат любое общение и сделают возможным сократить любые дистанции.
Если не знает родственников
Если ребёнок не помнит своих родных, то привязанности к ним у него нет: они- чужие люди, и значит, стремление вернуть ребёнку связь с родным человеком может возникнуть только у его родителей. В этом случае стоит крепко подумать, взвесив все за и против, рассчитать свои ресурсы, которых может не хватить на реализацию общения, особенно, если дети оказались далеко друг от друга. Немаловажно помнить, что и редкие встречи не сильно поспособствуют сближению.
Когда встречаться
Когда и где встречаться родителям виднее, а вот не рекомендуется налаживание родственных связей в период адаптации. Встреча с родными людьми, которых давно не видели, может вывести из равновесия даже взрослого человека. Ребёнку же, не привыкшему ещё к своим новым родителям, такое событие может добавить лишних переживаний, отсрочив наступление стабильности в семье.
Возраст имеет значение
Возраст приёмного ребёнка имеет большое значение в деле общения с братьями/сёстрами.
Дошкольник может отреагировать на найденного брата или сестру как на любого другого ребёнка в детском саду, если до этого они мало общались и едва помнят друг друга. Поддерживать их общение будет несложно, если это позволяют обстоятельства и желание обеих семей. Нужно только соблюдать регулярность в этом общении, чтобы дети снова не оказались растерянными. В сущности, это самый удобный возраст, чтобы дать детям найти друг друга и стать родными.
С ребёнком постарше будет чуть сложнее. Основная трудность детей школьного возраста в том, что они многих переживаний не осознают, и поэтому не выражают. Позже ребёнок может обвинить родителей в разлучении, в том, что общение с родным братом или сестрой было недостаточным, или, наоборот, в навязывании этого общения против его желания. Обиды могут быть самыми разными. Но корни этих обид и обвинений, если они будут, не в самом факте родства, а в целом комплексе причин — от травматичного жизненного опыта ребёнка до одномоментных ситуаций, в которых ему будет удобнее обвинить родителей.
Чем старше становится ребёнок, тем сложнее ему будет принять кровного родственника как своего родного и близкого человека. Предъявив подростку брата или сестру, не стоит ожидать от него явного желания плотно общаться с родственником. Они к этому возрасту уже всё-таки фактически чужие друг другу, у них нет совместной истории жизни, массы тех моментов, которые они помнили бы как родные.
Родной человек — одна из наивысших ценностей для многих людей, и печально, если связь между ними потеряна. И если есть такая возможность и желание, то надо сохранить, возобновить, а иногда и создать родственные отношения между братьями и сестрами.
Елена Турлина