Вопрос специалисту

Вредные привычки приёмных детей: гены или особенности воспитания?

Вредные привычки приёмных детей: гены или особенности воспитания?

Каждый человек, хоть раз задумавшийся о возможности взять ребёнка из детского дома, слышал стереотипное мнение о том, что «приёмные дети все вырастут преступниками и наркоманами, генетику не обманешь!». Давайте разбираться вместе, что влияет на формирование отклоняющегося поведения у приёмных детей: гены или всё-таки социальная среда?

Безусловно, гены играют свою роль в жизни каждого человека. Многие способности, например, предрасположенность к точным наукам или творческое мышление нередко передаются от родителей к детям. Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности – тоже обусловлен генетически и напрямую зависит от типа высшей нервной деятельности человека, а вот характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности – зависит от социальной среды, в которой растёт ребёнок, и от особенностей воспитания. Не существует гена преступности так же, как не существует гена доброты.

Причины вредных привычек

Тем не менее, действительно, большинство семей с приёмными детьми сталкиваются с рядом проблем, связанных с поведенческими особенностями бывших детдомовцев: враньё, нецензурная лексика, воровство, употребление алкоголя и никотина. Для такого девиантного поведения приёмных детей есть несколько причин.

Во-первых, каждый приёмный ребёнок психологически травмирован. Каждый ребёнок, по каким-то причинам оказавшийся в интернатном учреждении, имеет за плечами свой травматичный опыт. Либо это трагическая потеря родителей – например, если они погибли, а другие родственники по каким-то причинам не смогли воспитывать ребёнка, либо это опыт проживания в неблагополучной семье – родители могли употреблять психоактивные вещества, могли применять по отношению к ребёнку насилие – как моральное, так и физическое. Какой бы ни была жизнь ребёнка до появления в ней приёмной семьи, она была субъективно очень тяжёлой. Даже если ребёнок попал в дом малютки сразу после рождения и был лишён любви матери с первого дня, он переживают тяжелейшую травму депривации.

Во-вторых, некоторые дети растут в условиях коллективного воспитания в интернатном учреждении многие годы. Нужно понимать, что ребёнок, воспитывающийся в условиях семейной депривации, не усваивает семейных ценностей и норм, ему неоткуда взять примеры для подражания, он не видит, какой должна быть роль мужчины, женщины, матери, отца, сына или дочери, он может почерпнуть эти знания только из литературы или кинематографа, а также из рассказов товарищей по детскому дому. И не все товарищи воспитывались в благополучных семьях, многие видели перед глазами совсем не те примеры, которым нужно подражать.

В-третьих, большинство приёмных детей имеют опыт воспитания в своей родной семье. Даже если эта семья была благополучной, скорее всего, не все ценности, которые кровные родители прививали своему ребёнку, совпадут с теми, которые важны для приёмной семьи. А если семья была неблагополучной, то ребёнок видел только деструктивный пример поведения, он не знает, что бывает по-другому. И тут возникает два противоречия: приёмная семья недовольна тем поведением ребёнка, которое в его родной семье было нормальным, а приёмный ребёнок теряется и не понимает, как ему нужно вести себя, чтобы получить одобрение новых родителей.

В-четвёртых, все семьи с приёмными детьми проходят несколько стадий адаптации, во время одной из которых ребёнок начинает проверять новых родителей. Это нормальная и естественная ситуация: детдомовец специально вызывающе ведёт себя и совершает поступки, которые вызывают осуждение со стороны родителей, чтобы убедиться в том, что его новая семья его принимает любым и любит любым, со всеми проблемами, негативными поступками и с любым характером. Эта стадия проверки при благоприятном её прохождении сменяется принятием и стабилизацией отношений внутри семьи.

В большинстве случаев, девиантное поведение приёмных детей вызвано не генетической предрасположенностью и даже не одной перечисленной выше причиной, а сразу несколькими. Комплекс травматичного опыта в прошлом, воспитание в условиях семейной депривации, опыт воспитания в неблагополучной семье, а также тяжёлая стадия проверки во время адаптации вызывают у ребёнка ряд поведенческих проблем, которые настораживают и откровенно пугают родителей, ведь они ожидали совсем не этого, когда забирали ребёнка из детского дома.

Чтобы справиться со сложностями, семьям, взявшим на воспитание ребёнка из детского дома, стоит посещать консультации квалифицированного психолога, специализирующегося на работе с приёмными семьями. Специалисты каждый случай рассматривают индивидуально, они подбирают для каждой приёмной семьи свою стратегию поведения, исходя из психологических особенностей каждого члена и опыта приёмного ребёнка. Нередко генетические предрасположенности детей можно использовать во благо, ведь это те самые ресурсы, которые есть у каждого ребёнка.

Екатерина Сафонова

Комментарии:
CAPTCHA