ГлавнаяОпыт регионовРодительский компас

Родительский компас

12.01.2018 16:39

В Каргопольском районе Архангельской области много семей, которые находятся в социально-опасном положении. Это не обязательно пьющая семья или какая-то маргинальная. Это может быть семья, которая просто нуждается в социальной поддержке или испытывает какие-либо трудности. Многие родители не умеют общаться со своими детьми, не знают, чем заняться в свободное время. Чтобы исправить ситуацию, в районе решились на нестандартный подход – перенести семьи, нуждающиеся в помощи, в пространство культуры, и создали проект «Семейное креативное пространство «Родительский компас» (апрель 2016 – сентябрь 2017). В его реализации приняли участие администрация района, Каргопольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, централизованная библиотечная система, детская школа искусств № 11, Каргопольский многофункциональный культурный центр.

Задача проекта заключалась в том, чтобы изменить установки и внести в жизнь родителей и детей новые ориентиры. Внести очень деликатно, так, чтобы они были по-настоящему приняты, и послужили стимулом изменить сценарий детско-родительских отношений в лучшую сторону.

Целью проекта стала профилактика детского и семейного неблагополучия, повышение родительских компетенций, внедрение новых технологий и методик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, и иной трудной жизненной ситуации.

Целевую группу проекта составили 98 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 187 детей от 3 до 16 лет, в их числе – 48 семей, состоящих на профилактическом учете.

Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних и социальных служб Каргопольского района, где эти семьи состояли на учете, а также психологи и педагоги школ, работавшие с детьми, подтвердят: их подопечные – весьма непростая для коррекционной работы категория. Таким родителям сложно признать наличие проблем, они тяжело идут на контакт со специалистами. Визит в социально-реабилитационный центр для них бывает равносилен признанию в некой ущербности, несостоятельности, в том числе – родительской. Из-за такой предубежденности за поддержкой к специалистам обращались (и чаще всего – разово) менее половины семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Чтобы преодолеть барьер, авторы проекта решили организовать взаимодействие в необычном пространстве. Пап и мам вместе с детьми пригласили в уютное Родительское кафе, которое расположилось в гостиной городской библиотеки.

На регулярных встречах, собиравших до десятка семей, с участниками проекта работали педагоги-психологи и социальные педагоги Каргопольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Обычно специалисты делили занятие на две части, первую из которых взрослые и дети проходили вместе. Это позволяло продвинуться в решении непростой и общей для всех участников проекта проблемы: дело в том, что дети и родители целевой группы практически не умели общаться друг с другом, решать вместе какие-то задачи. Так вот, на занятиях в Родительском кафе в непринужденной обстановке, выполняя различные игровые задания мамы, папы, ребята получали навыки коммуникации, совместной деятельности. А педагогу-психологу предоставлялась возможность отметить типичные проблемы и ошибки, над которыми предстояло поработать со взрослыми.

Во второй части встречи дети отправлялись в расположенную тут же, в библиотеке, игротеку, где специалисты проводили с ними различные развивающие занятия. А для родителей предлагались мастер-классы и тренинги, на которых их обучали технологиям активного слушания, конструктивного общения, преодоления конфликтных ситуаций и прочее. Помимо групповых занятий, взрослые за чаепитием обсуждали насущные проблемы, делились родительским опытом. А желающие могли пригласить за отдельный столик психолога для индивидуального общения.

«Если бы занятия проходили в социальном центре, я бы, наверное, сделала все, чтобы туда не пойти. Решила бы: снова будут наставлять, отчитывать, что плохо смотрим за сыном, выяснять, почему он не ладит с отчимом, почему в школе хулиганит и учиться не желает, – признается Светлана, одна из участниц проекта. – Когда нас позвали в библиотеку, в Родительское кафе, таких мыслей не возникло. Да и мальчику моему стало любопытно побывать в игротеке, и он пошел без упрямства. Меня очень порадовала теплая атмосфера и компания, в которой мы оказались: все очень добрые, открытые люди, несмотря на проблемы, которых хватало у всех. А самое главное – это знакомство с психологом. Поговорив с ней, выслушав ее мнение и профессиональные советы, я сама попросила записать нас с сыном на консультацию в центр. Мы уже дважды были на приеме, а в следующий раз пойдем вместе с мужем. Надеюсь, он тоже примет ее помощь».

И такие надежды вполне оправданы. Как показала статистика, собранная к концу проекта, Каргопольский социально-реабилитационный центр с той или иной регулярностью теперь посещают более 70 семей целевой группы проекта «Родительский компас».

Жизнь в искусстве – всей семьей

Коррекционно-реабилитационная программа для семьи с детьми, оказавшейся в трудной ситуации, – это, прежде всего, кропотливая «работа со случаем» команды психологов, педагогов, сотрудников социальных служб. При этом огромным плюсом становится любая дополнительная возможность реализовать на практике полученные рекомендации. Скажем, научиться общаться с детьми, находить с ними общие интересы, с пользой проводить всей семьей досуг.

Чтобы предоставить участникам проекта эти самые дополнительные возможности, в Каргопольской Детской школе искусств были созданы необычные арт-терапевтические площадки. К примеру, там появилась студия «Кадр», где занимались подростки от 10 лет и их родители. Семейными творческими командами они создавали ролики, слайд-фильмы из любительских фотографий и видео. На теоретических мастер-классах под руководством педагогов школы ребята и взрослые изучали компьютерные видео-редакторы, на практических занятиях – подбирали визуальный и музыкальный материал, продумывали сценарии, монтировали… Благодаря совместной творческой работе родители начинали лучше понимать интересы, желания ребенка, дети – формулировать, доносить и отстаивать свои мысли и мнение. А все вмести учились внимательно и уважительно относиться друг к другу, находить компромиссы, без которых невозможно наладить гармоничные отношения.

Если видео-студия изначально была ориентирована на родительско-тинейджерскую аудиторию, то программа лаборатории семейного творчества «АРТ -МИР», открывшейся там же, в Детской школе искусств, не предполагала никаких возрастных рамок. Там дети – от маленьких до старших – совместно с родителями учились работать акварелью, гуашью, углем, осваивали приемы составления коллажей, различные техники работы с бумагой. Еще одной яркой творческой площадкой проекта стал центр народных ремесел «Берегиня», где работала мастерская «Ремесленный круг». Для родителей с детьми разных возрастов методисты центра организовали множество уникальных мастер-классов: по изготовлению кукол-оберегов, выпечке особенных сладостей – каргопольских тетерок, по лепке и росписи традиционной глиняной каргопольской игрушки. Сверхзадачи, как легко догадаться, тут ставились те же, что и в студии «Кадр»: сплотить семьи, увлечь детей и родителей общим делом, научить их конструктивно выражать свои эмоции и мысли и так далее. Сочетание индивидуальной психолого-педагогической помощи и креативных элементов арт-терапии оказывало очень хороший эффект.

К завершению проекта «Родительский компас» из категории социально неблагополучных были исключены 40 семей. Остальные участники проекта пока остаются в сфере внимания специалистов. И для них продолжают работу Родительское кафе, видеостудия, мастерские, спортивно-туристический клуб для подростков, созданные в семейном креативном пространстве проекта «Родительский компас».

Наталья Волхонская

Комментарии: