Ноябрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Школа отцов укрепляет семьи

Теги: психическое развитие

Школа отцов укрепляет семьи

Недостаточное участие мужчин в воспитании детей — проблема современного общества.

Отсутствие отцовского воспитания, как известно, может повлечь у детей нарушения в мотивации достижения, психосоциальном развитии и проблемы в отношениях с будущим супругом. Напротив, позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей, как эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.

В образовательных учреждениях города Губкина в течение года проводятся серии групповых консультаций «Школа отцов». Данной формой работы в течение последнего полугодия было охвачено 186 отцов.

Серия консультаций «Школа отцов»

Консультация № 1

«Социально-психологические модели отцовства»

Отцовство является социальным изобретением. Исторически отцовство связывают с возникновением частной собственности, когда появилась необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть.

Кроме этого, психологическое содержание отцовской роли зависит от собственного опыта в семье — от модели отцовства, демонстрированной предыдущими поколениями отцов.

Наиболее распространенная модель отцовства — модель, где отец — кормилец, у которого вся власть и дисциплина семьи, в обществе он наставник и пример для подражания. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына.

В последнее время роль отца рассматривается с изменением в обществе роли семьи. Резко выросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению ее положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной сфере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

В традиционной модели отцовства роль отца в воспитании рассматривалась как вспомогательная. Однако с 80-х гг. социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины – отца». Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям. Новая модель отцовства подразумевает:

- участие в уходе;

- проявление заботы;

- умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье.

Хороший отец характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, которые проявляют чисто «мужские качества» — требовательность и строгость, но ежедневные заботы они склонны возлагать на жен.

Консультация № 2

«В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?»

Отцовская любовь по сравнению с материнской любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности.

Любовь отца служит наградой за успехи и хорошее поведение. В соответствии с традициями мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти.

Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу, отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует профессиональной ориентации.

Консультация № 3

«Отцы и дети: с чего начинается понимание?»

Прежде чем мы поговорим о том, с чего же начинается понимание между отцом и ребенком, хотелось бы привести один пример из жизни конкретных детей одного из детских садов города.

Однажды педагог-психолог образовательного учреждения предложила детям совместно с ней поиграть в игру «Семья». В начале игры девочки быстро распределили между собой роли мам, дочек, бабушек, сестер. Однако мальчики самоустранились от данной игры, считая, что играть в семью должны только девочки. Никто не соглашался быть папой, в лучшем случае только сыночком или собачкой.

После просьб психолога один из мальчиков согласился на роль отца. Он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру.

На вопрос психолога «Что умеют делать папы?», дети отвечали: «Зарабатывают деньги», «Ходят на работу», «Ругают маму», «Наказывают детей».

И в самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным, недоступным. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, жизнь современного отца — это работа и увлечения. Отец не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебя накажет за непослушание» — часто говорят мамы.

Такое отчуждение, отстранение отцов от воспитания детей является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психолог женской консультации опрашивала молодых отцов из семей с младенцами:

- Интересно ли вам общаться со своим малышом?

- Сколько времени вы с ним проводите?

- Играете ли вы с ним? В какие игры?

Многие отвечали, что когда подрастет, мы с ним будем «играть в футбол, хоккей, ходить на рыбалку. А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».

Установка отца на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся в последствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствие у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Если отцы берут младенца на руки, разговаривают с ним поглаживают головку, ручки, ножки, то они больше понимают потребности детей, испытывают больше положительных эмоций в контакте с детьми.

Отцы, присутствующие при родах, переживали эмоциональный подъем, гордость. Присутствие на родах укрепляет чувство общности между мужей и женой. Замечено, что те, кто увидел ребенка в момент рождения, более привязаны к собственным детям.

По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми, и между супругами не возникает трений по вопросам воспитания ребенка.

Необходимо отметить, что отцы играют с ребенком иначе, чем матери. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают это делать в игровой форме. Они склонны к более энергичным играм, направленным на физическое развитие ребенка: подбрасывают малышей, качают на ноге, кружат, катают на спине, двигают их руками и ногами. Матери обращаются более нежно – поглаживают, бережно носят на руках, разговаривают.

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в целом имеют большое влияние на своих детей. Дети прислушиваются к мнению отцов. Сыновья хотят быть похожими на тех отцов, с которыми у них сложились дружеские взаимоотношения.

В Европе существуют «школы для пап», где учат ухаживать, играть, общаться с маленьким ребенком и видеть в нем развивающуюся личность.

Российские мужчины сохраняют традиционный образ отца-кормильца и считают уход за маленьким ребенком преимущественно женским занятием. Тем не менее в России функции отца в семье быстро изменяются. Складывается новая модель отцовства, которая сочетает в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую любовь и безусловную материнскую любовь.

Консультация № 4

«Готовность к отцовству»

Существует связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему зрелое отцовство переживается отцами поздних детей.

Основная психологическая трудность «незрелых» отцов заключается в умении извлекать удовольствие и радость от общения с ребенком. Зрелые отцовские чувства выражаются в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. Такие отцы опекают детей, заботятся о них. Испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником, передать все лучшее в культурном смысле, чем владеет сам.

Что происходит, когда роль отца в семье недостаточна выражена? Как это сказывается на развитии ребенка?

В семьях, где отцы отстраняются от воспитания, строгий авторитет представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается, искажается нормальное положительная модель отцовства и материнства у детей в будущем, что неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей в будущем. У девочек и мальчиков формируется неуверенность, низкая самооценка, проявляется агрессия (против излишней зависимости от матери), возникают затруднения в общении со сверстниками. У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами: энурез, тик, заикание. Педантизм отца так же является фактором невротизации ребенка. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов.

Консультация № 5

«Влияние отца на психическое развитие ребенка»

Отцовская роль в семье определяется тем, насколько он доступен для ребенка насколько включается в совместную деятельность, ответственен за материальное обеспечение и организацию воспитательно-образовательной среды для ребенка.

Успешные отцы лучше влияют на развитие ребенка, чем матери. Разумно строгий отец оказывает положительное влияние на умственное развитие детей. Строгая мать — отрицательное влияние. Чем сложнее отцовская профессия, тем одареннее ребенок.

Теплые отношения родителей, заинтересованность, забота о ребенке, разумная требовательность положительно влияют на развитие самооценки ребенка. Попустительство и строгость — вот две крайности, которые не должны допускать родители в воспитании ребенка. Любые указания и требования не должны выходить за рамки здравого смысла.

Читайте также:

Воспитание детей в семье
Воспитание в раннем детстве
Роль в воспитании ребенка