Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Как воспитать у ребенка силу воли

Ребенок и сила воли

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто – малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать. Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром. В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти. Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением. Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание. Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не плачут, хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят. Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно. К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку. Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением. Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» — или, — «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» — без уточнения, за что именно. Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее услышать слова одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение. Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло. Разрешите малышу проявлять самостоятельность и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук

Комментарии
отправить