Вопрос специалисту
Почему важно давать детям выбор

Почему важно давать детям выбор

Почему важно давать детям выбор


Родители, конечно, лучше знают, что хорошо или плохо для их ребенка, и до определенного возраста решают, что ему носить, что есть, с кем дружить. Опасаясь манипуляций, многие взрослые пресекают попытки чада что-либо сделать по-своему, твердо отстаивая позиции даже в незначительных вопросах. Эта стратегия не верна: детям в любом возрасте необходимы самостоятельные решения. Не забывая о родительской ответственности, надо искать способы удовлетворять потребность ребенка в выборе.

Давая ребенку выбор, стоит предупредить о последствиях, а потом прокомментировать результат — так он будет учиться предвидеть исход своих намерений. Суть не в том, чтобы сказать: «Я предупреждала, а ты не слушался», а в том, что «мы предвидели это, но ты не подумал, как избежать неприятностей».

Принятие решения важно для детской самооценки и осознания собственной значимости. Ребенок должен понимать, что его уважают в семье, если дают возможность поступать по своему усмотрению.

Сделав правильный выбор, ребенок станет увереннее в себе, а по позитивным последствиям поймет, что тщательно продуманное решение ведет к нужным результатам.

Не давая выбора, родители ограничивают творческие способности чада, тормозят его личностное развитие, лишают возможности сформировать самостоятельность и ответственность. Конечно, у родителей больше опыта и практичности, но дети способны к оригинальным нестандартным решениям, которые легко задавить авторитетом.

Маленький ребенок, безусловно, будет ошибаться, но негативный опыт научит его тщательно продумывать свои решения.

Какой выбор нужно давать ребенку. Детям можно и нужно доверять выбор одежды, друзей, развлечений, книг, игрушек. Однако в некоторых случаях выбор должен быть иллюзорным, то есть ограниченным:

  • «Какую кашу ты будешь на завтрак: гречневую или овсяную?» — есть небольшая альтернатива, но нет выбора между здоровой и нездоровой пищей.

  • «Где ты будешь сидеть за столом, когда придет бабушка?» — есть выбор места, но нет возможности заменить семейный ужин другим видом деятельности.

  • «Какую книгу будем читать вечером?» — мы не рассматриваем ситуацию телевизора или игр, но есть выбор книги.

  • «Какую шапку ты наденешь на прогулку? Эта теплее и удобнее, а та больше подходит к твоей куртке» — пойти без шапки нельзя, но выбор у ребенка есть.

Вариантов иллюзорного выбора много. Ребенок может выбрать фрукты после ужина, мультфильм, развивающую игру, куклу или машинку. Нужно так же давать возможность выбирать, когда и какими переживаниями он будет делиться, что будет рассказывать. Не стоит давить, это решение он должен принять сам.

Но есть ситуации, где у ребенка нет выбора. Не обсуждаются правила безопасного поведения, выбор маршрута, необходимость сообщения о передвижении, выполнение домашних обязанностей, школьных домашних заданий и многое другое.

Как помочь ребенку сделать выбор. Родители объясняют ребенку, что некоторые решения он будет принимать сам, потому что лучше знает себя. Он выбирает, во что хочет играть, и лично отвечает за свои игрушки. Он сам расставляет их для игры, и в его обязанности входит поддержание порядка в игровом уголке. «Взял — положи на место, принес — убери» — это правило родители вводят в раннем возрасте.

Со временем зона ответственности будет расширяться: в нее войдет одежда, книги, школьные принадлежности, личные вещи, комната ребенка. Все это также является предметом выбора.

Здесь тоже полезна иллюзорность выбора:

  • ты решаешь сам, во что играть, но все игрушки в конце дня должны быть на своих местах;

  • ты решаешь сам, когда делать уроки (сразу после школы или после небольшого отдыха), но они должны быть выполнены в полном объеме.

Иногда детям стоит давать полную свободу. Некоторые психологи рекомендуют устраивать «День вседозволенности»: в день рождения или какой-то другой праздник. Речь идет не столько о покупках, сколько о разнообразной деятельности. И здесь заранее нужно определить границы этой вседозволенности: то, что безопасно и в рамках возможностей родителей. Приготовить любимую еду, сходить в кино, зоопарк или на аттракционы, посетить суши бар, купить игрушку — этот перечень может быть очень большим. Но купить собаку — невозможно, так как это решение требует обсуждения, оно касается всех членов семьи. Поехать в этот день на море просто не «по карману», а разрешить прыжок с тарзанки вы не можете в силу опасности этой затеи.

Дети точно знают, чего хотят, и смогут осуществить свои желания в соответствии с требованиями родителей.

Могут быть ситуации, когда мнения родителей и ребенка не совпадают. В этом случае нужно общими усилиями найти компромисс: «Ты хочешь сделать сейчас это, а я это. Что можно сделать, чтобы все были довольны?».

Ситуации поиска компромисса:

  • ты хочешь поиграть с друзьями у нас дома, а я устала и хочу отдохнуть;

  • ты хочешь посмотреть мультфильм, а я фильм;

  • ты хочешь сейчас пойти гулять, но я начала готовить ужин, так как скоро придет папа.

Ребенок должен научиться принимать решения с учетом пожеланий других членов семьи. Чтобы ребенку не было обидно, рассматривайте разные варианты.

Если выбор ребенка неудачный. Не стоит критиковать его решение. Предложите ребенку проанализировать свой выбор — разобрать на плюсы и минусы. Если ребенок настаивает на своем решении, даже при выявлении ряда минусов, предложите ему продумать запасной план.

В случае явной неудачи избегайте фраз типа «А мы предупреждали». Вместо упреков попробуйте определить способы выхода из негативных ситуаций.

Жизнь всегда предоставляет человеку массу возможностей. Очень важно вовремя их заметить и сделать правильный выбор.

Светлана Садовникова

Фото с сайта dzen.ru

Число близких людей варьируется по мере взросления сына или дочери, меняется и само содержание дружбы. Насколько прочны отношения школьника с друзьями, и что он вкладывает в это понятие, поможет выяснить наш тест на портале «Я – родитель».
Пройти тест