Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Ребенок не любит одеваться — что делать?

У некоторых детей в возрасте от двух до пяти лет встречается такая проблема — они не любят одеваться. Категорически, с криком, слезами и попытками побега от озадаченных родителей. А ведь одеваться и раздеваться нужно несколько раз в день: тут и прогулка, и подготовка ко сну, и водные процедуры, а также походы в гости, к врачу. О садике и говорить нечего, так что подчас родители вынуждены испытывать неловкость перед посторонними людьми. Что же делать, когда надевание колготок или кофточки превращается в пытку, а натянуть свитер через голову — вообще целая проблема?
 
В-первых, стоит узнать о корнях этого явления. Вообще всё гораздо глубже, дело не в одевании как таковом. Детские психологи утверждают, что причина — так называемый «кризис самостоятельности» ребенка. Упрямство и даже агрессия у детей дошкольного возраста могут возникать из-за того, что они постепенно, шаг за шагом выстраивают свои отношения с внешним миром. Маленький человек хочет почувствовать, что он может что-то сделать сам, как ему хочется. И это естественно. А родители, по его мнению, не дают такую возможность. Вот ребенок и не слушается, плачет по разным поводам, возникают конфликты с родителями. А если те в ответ начинают раздражаться и кричать, то проблема лишь усугубится.
 
В такой ситуации вы должны проявлять максимум терпения, надо в первую очередь понять ребенка, выяснить, что он хочет (пусть даже малыш и не знает об этом). Постарайтесь не нервничать, не кричите на сына или дочь, будьте благожелательны по отношению к ним. Поверьте, ребенок ведет себя «плохо» не для того, чтобы досадить вам; отвергая вашу помощь, он хочет сделать сам.
 
Впрочем, это всё абстрактная теория. Что касается конкретных практических советов, мы можем рекомендовать следующее.
 
  • Первым делом — спокойствие и еще раз спокойствие. На самом деле одевание и раздевание ребенка — вещь обыденная, малыш к этому привыкнет, закрепление навыков рано или поздно произойдет. Попытайтесь обойтись меньшими жертвами, не угрожайте применением силы, не ставьте ультиматумов, иначе результат будет нулевой. Лучше достигать цели медленно, но верно, чем одним махом взять и всё разрушить.
  • Заранее продумайте стратегию сборов: подготовьте все вещи, определите порядок, что надеть вначале, что потом, а что в последнюю очередь. Не самая лучшая ситуация, если вы, например, утром торопитесь на работу, а ребенок, как вам кажется, одевается слишком медленно. Вы подгоняете его, сердитесь, и получается только хуже… В таком случае пересмотрите режим дня и начните собираться еще раньше.
  • Не стоит декларативно объявлять ребенку: «А сейчас мы будем одеваться!» — и угрожающе надвигаться на него с ворохом вещей. Это может его испугать и всё испортить. Наоборот, лучше начать одевать малыша незаметно, между делом, когда он, например, поглощен игрой или разглядыванием картинок в книжке.
  • Действуйте осторожно, без резких движений, будьте внимательны и аккуратны — постарайтесь не причинить ребенку боль.
  • Убедитесь в том, что размер одежды подходит малышу, что ему комфортно. Проверьте лишний раз. Возможно, ребенок плачет и проявляет недовольство именно потому, что одежда ему неудобна, жмет или натирает.
  • Будет полезно и «разделение труда» — какие-то предметы одежды надеваете вы, а какие-то — сам ребенок. Объясните малышу, что он помогает вам, и ему это будет приятно и радостно. Если вам удастся заинтересовать его, то проблема почти решена.
  • И без игры не обойтись. Рука ребенка в рукаве напоминает поезд в тоннеле, а надевание свитера или футболки — та же самая игра в прятки. Увлеките малыша самим процессом одевания. Также оденьте куклу или мишку, проговорите названия элементов одежды, расскажите о процессе одевания.
  • Стоит воздержаться от сравнений вашего сына или дочери с другими детьми. Не нужно говорить, например: «Вася молодец, смотри как быстро и хорошо одевается — а ты?!» это расстроит ребенка, снизит его самооценку и не приведет ни к чему хорошему. Воздержитесь и от язвительных замечаний. Относительно своего ребенка используйте сравнения только с его же результатами, например: «Молодец! Смотри, сегодня у тебя получается одеваться гораздо лучше, чем вчера». Чаще хвалите своего ребенка.
Если наши рекомендации и не исправят ситуацию моментально, то, воспользовавшись ими, вы наверняка облегчите себе жизнь.
 
Итак, одевание и раздевание ребенка — всего лишь частный случай. Подобно многим другим проблемам, ее можно преодолеть терпением и любовью. Всё дело в правильном подходе к ребенку, в определении сути отношений. А если кратко, то идеальную педагогику можно сравнить с мягкой бархатной перчаткой, под которой скрываются стальные мускулы.

Александр КОЛЧИН
Комментарии
отправить