Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Искусство говорить "нет"

Призывая детей быть вежливыми и внимательными к просьбам других людей, мы порой забываем про такое важное качество, как здоровый эгоизм. Он включает в себя способность твердо стоять на своей позиции, не поддаваться давлению окружающих, умение отклонить опасное предложение. Маленьким детям трудно самим разобраться, когда невежливо отказывать в помощи, а в каком случае необходимо сказать "нет". 
Поэтому взрослые должны помочь им понять, в каких ситуациях "нет» может стать самым важным словом:  
  • когда кто-то предлагает ребенку сделать то, чего он делать не хочет: прокатиться "зайцами" в автобусе или пробраться на территорию закрытой стройплощадки; 
  • когда предложение, даже очень заманчивое, идет вразрез с общепринятыми правилами и может иметь неприятные последствия: например, приятели предлагают сбежать с урока или отправиться после школы гулять, не предупредив родителей; 
  • когда просьба или предложение исходит от незнакомого человека и/или несет угрозу жизни и здоровью: прохожий просит о помощи ребенка, который идет по улице без сопровождения взрослых, или сверстники предлагают попробовать необычный напиток. 
Вежливым от природы детям бывает нелегко справиться с естественным порывом – помочь, согласиться на чью-то затею в ущерб собственным интересам, действовать за компанию, чтобы не рисковать дружбой. Важно им объяснить, почему в момент сомнений нужно задуматься и спросить самого себя: "Принесет ли мне это предложение радость или, скорее, будет неприятно? Я делаю это по собственному желанию или потому что так хочется другим?" И если ребенок не уверен, он имеет полное право отвечать "нет", потому что у каждого человека есть выбор – согласиться или отказаться, и этот выбор не подлежит оспариванию. 
Варианты отказа могут быть разными. От вежливого "нет, спасибо" до настойчивого "я уже сказал, что мне это неинтересно". Объясните, что лучше всего честно, спокойным и уверенным тоном озвучить причину, по которой ребенок не готов принять предложение другого человека: "Мне не разрешают родители", "Я обещал быть дома в 2 часа", "Это опасно", "От этого можно заболеть". Еще один вариант несогласия – смена темы, когда автору нехорошей идеи предлагается встречная безопасная альтернатива: "А что, если нам не идти в тот парк, а позвонить моей маме и спросить, можно ли зайти к нам домой поиграть на компьютере?" 
Дети опасаются того, что, идя против всех, могут потерять дружбу. И здесь важно подсказать, что дружеские отношения не подразумевают постоянное согласие друг с другом, в них есть место и спорам, и разногласиям, и поиску компромисса. Если одна подруга всегда настаивает на том, чтобы занимались ее делами, и не учитывает интересы другой подруги, дружба получается односторонней. Однако важно иметь свое мнение – окружающие с уважением относятся к людям с позицией. 
Чтобы воспитывать в детях чувство уверенности в себе, поддерживайте их суждения, давайте им возможность высказываться, озвучивать свои точки зрения. В полемике, пусть даже на простом, семейном уровне, дети отстаивают свое право голоса. Навык можно отточить в совместной игре "Заезженная пластинка": по правилам игры на любое ваше предложение ребенок должен отвечать аргументированным отказом. "Предложите" различные ситуации: не заплатить за продукт в супермаркете, организовать обидный розыгрыш для одноклассника, подразнить уличную собаку и т.д. Пусть ребенок озвучит причину, по которой отказывается идти у вас на поводу. Потренировавшись в шутку, в следующий раз, оказавшись в такой ситуации в реальности, ребенок сможет представить себя такой заезженной пластинкой и постарается быть уверенным и настойчивым в своем "нет". А чтобы ему было с кого брать пример веских оснований для отказа, постарайтесь, чтобы и ваши собственные "нет" были уверенными и аргументированными: почему вы против того, чтобы ребенок гулял за территорией дворовой площадки, или почему вы не согласны перейти дорогу на красный свет, даже если она пустая. 
Так, благодаря накопленному опыту и советам родителей, у детей постепенно сформируются четкие внутренние убеждения, которые позволят им в трудной ситуации отказаться от неэтичного или опасного предложения, и дадут ощущение того, что они сделали правильный выбор, поступили честно, а значит, могут собой гордиться.

Лена Чарлин
Комментарии
отправить