Вопрос специалисту

Как развивается речь ребенка.

Как развивается речь ребенка.


Когда ребенок впервые произносит «ма-ма», для родителей это всегда радостный и трогательный момент. Однако развитие речи малыша начинается гораздо раньше: уже со второго месяца жизни ребенок тренирует свой речевой аппарат, издавая все более сложные звуки, которые называют предречевыми голосовыми реакциями.

Существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций:

  • «гуление» (а-а, б-ы и т.п., преобладают гласные звуки) – в 1,5-3 месяца;
  • «свирель» (агы-лы и т.п.) – в 4-6 месяцев;
  • «лепет» (да-да, ба-ба и т.п.) – в 7-8 месяцев;
  • «модулированный лепет» (повторение слогов с различными интонациями) – в 9-10 месяцев.

Для малыша очень важна ваша позитивная эмоциональная реакция — радость и одобрение в ответ на его лепет.

Итак, если малыш активно упражнялся в освоении речевых навыков, то к концу первого года жизни он будет:

  • - знать свое имя;
  • - говорить «мама», «папа» и еще около десятка слов (конечно, не так четко, как взрослый);
  • - понимать слово «нет», несложные просьбы;
  • - подражать голосам животных и звукам разных предметов.

От 1 года до 3 лет

Успехи речевого развития ребенка в этот период можно разделить примерно на следующие этапы:

1) 1-1,5 года (использование в речи слов: ма-ма, дя-дя т. п., звукоподражательные слова: му-му (корова) и т. д., характерно употребление существительных в именительном падеже и единственном числе);

2) 1,5-2 года (первые фразы («мама, дай»), использование повелительного наклонения глаголов («иди, иди!» и т.п.) и множественного числа, словарь доходит до 300 слов);

3) 2-3 года (появление в речи падежей и времен глаголов, многословных фраз, придаточных предложений, союзов и местоимений).

В первые годы жизни развитие речи непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации, поэтому уделяйте больше времени играм с ребенком, комментируя свои и его действия, сравнивая предметы по цвету, форме, размеру.

Если речь малыша развивается нормально, то к трем годам он умеет следующее:

  • пользуется предложениями из двух - трех слов;
  • проговаривает слоги, слова при чтении;
  •  высказывает свои мысли и впечатления, часто задает вопросы;
  • имеет словарный запас 1000-1500 слов;
  • понимает значение простых предлогов и множественного числа;
  • знает время суток, может назвать 2-3 цвета.

От 4 до 6 лет

На 4-м году жизни начинается заключительная фаза развития языка, в течение которой ребенок совершенствует свои речевые навыки, обогащая язык, усваивая новые понятия, оттачивая произношение звуков.

Если к пяти годам у ребенка сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, перестановки слогов и т. п., следует обратиться к логопеду.

В это же время между ребенком и взрослым появляется внеситуативное общение, предметом которого могут быть явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас (луна, устройство ракет и т.д.). Однако чем ближе ребенок к школьному возрасту, тем чаще его интересуют происходящие в повседневной жизни события, отношения между людьми, качества характера (почему один добрый, а другой злой и т.д.).

Если личные высказывания ребенка 5-6 лет касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, а интересы ограничиваются предметными действиями и играми, можно говорить о задержке в развитии его речевого общения со взрослым.

К шести годам ребенок может «похвастаться» следующими успехами в речевом развитии:

  • правильное произношение звуков родного языка;
  • словарный запас около 4000 слов;
  • умение рассказать о прошедших событиях, книге;
  • употребление всех частей речи, абстрактных понятий;
  • умение рисовать, обводить по контуру, ориентироваться в пространстве и на листке бумаги.

Напоследок хочется подчеркнуть, что в течение всего периода формирования речевых навыков дети нуждаются в участии взрослого. Чаще общайтесь с ребенком, читайте ему хорошие детские книги, поощряйте его желание делиться с вами впечатлениями и чувствами.

Психолог Татьяна Черняк 

Раздел не найден