ГлавнаяСоветы и рекомендации родителямКонсультации психолога для родителей

Плаксивый и капризный ребенок: как помочь?

Плаксивый и капризный ребенок: как помочь?

Здравствуйте, подскажите как справиться с ребёнком! Сыну 1 год и 5 месяцев он очень плаксив, но самое главное он криком всё берёт!! Соседи уже грозились,что соц службу на меня наведут, что ребёнок так кричит!!Да же на простое слово нет или замечание такой крик поднимает!!Может упасть на пол плашмя при этом, получается ударяется головой!И не важно где, дома или на улице! !Я переживаю за его голову. Занятиями никакими не могу заинтересовать, игрушками толком не интересуется!У меня есть ещё старший сын ему 3 года 9 месяцев, с друг дружкой они ладят замечательно.,но младший стал его лупить. Старший ни разу ему да же сдачу не дал.В семье у нас никто не дерётся, обстановка спокойная, от куда он это берёт.Как справляться с ним, я уже стала от безысходности кричать на него.Потом прощение прошу.. Не знаю как быть, с старшим такого не было.Помогите, спасибо!!!!

Лидия

Здравствуйте Лидия.

Бесконтрольное, плаксивое и крикливое поведение Вашего ребенка говорит о том, что он находится в кризисе. Первый и достаточно ощутимый кризис у детей начинается примерно в год, он также может проявляться и в полтора года. Интенсивность проявления кризисных моментов у детей индивидуальна. Одни очень спокойны в конкретный период, другие наоборот. На запреты такие дети реагируют криками, капризами, кидаются на пол, их поведение становится непоследовательным, они могут с криком оттолкнуть, а когда Вам надо уйти, хвастаются за ноги, не давая сделать шаг.

Это период, когда ребенок начинает осознавать свое «Я». У него появляются собственные желания, и он понимает, что может удовлетворить их самостоятельно. Раньше он плохо осознавал себя, почти не отделял себя от мира, а сейчас чувствует себя автономной личностью на уровне сознания, у него начинает зарождаться воля («я хочу – дай мне») и целеполагание («я хочу» – значит надо добиться). Появляются познавательные интересы, когда надо все исследовать, потрогать, попробовать.

Все, что происходит с ребенком в кризисный период – это нормально. Ребенок учится самоутверждаться и Ваша задача правильно построить свое поведение и взаимоотношения с малышом. Главная задача – поддерживать его.

Общайтесь с ним в сотрудничестве, а не в руководстве. Постоянно показывайте ему свою любовь, он очень в ней нуждается .

Как можно меньше запретов, дайте ему самостоятельно исследовать и познавать мир. Все хрупкое и ценное уберите, закроете острые углы – сейчас много разных приспособлений для этого. Прогулки проводите на детских площадках или в парках, чтобы было как можно меньше внешних опасностей для ребенка.

Как можно меньше обращайте внимание на социальные нормы (например, нельзя стоять на коленях в песочнице, ползать по скамейке, съезжать с горки на животе, не залезать в ящик с кастрюлями, не копаться в маминых вещах или не играть на папиной гитаре и так далее). Все, к чему притрагивается малыш, дает развитие и расширяет его кругозор. Тюбики, баночки и техника для ребенка интереснее сейчас многих игрушек. Запреты могут быть только на вещи, которые связаны с опасностью для жизни.

Ребенок очень чувствителен к тону взрослых, поэтому не кричите, не будьте назидательны, если запрещаете, то объясняйте ребенку, для чего Вы это делаете.

Внимательно наблюдайте за своим малышом, старайтесь понимать его, обращайтесь с ним как с взрослым – с уважением, не сюсюкайтесь. Ребенок слышит, как взрослые общаются между собой, впитывает модели общения, начинает подражать взрослым.

Если ребенок не хочет отпускать Вас даже в ванную комнату – посадите его рядом на табуретку, пусть поиграет с мочалкой. Если Вам надо уйти – не обманывайте его: не уходите тайком – говорите, что Вам надо уйти, и Вы скоро придете. Уделите ему хотя бы 15 минут – поиграйте, потом малыш будет спокойно сидеть и заниматься своими делами.

Капризы также могут быть связаны с усталостью, поэтому очень важно соблюдать режим дня. Следите за режимом и неукоснительно его соблюдайте. Когда ребенок чувствует постоянство, он ощущает себя в безопасности и ему легче справляться со своими эмоциями и желаниями.

Режим в этом возрасте безболезненно входит в жизнь ребенка и становится нормой для него. Впоследствии он сам будет садиться за стол в определенное время или идти спать.

Если Вы говорите «нет», то четко отстраивайте свою позицию, но не агрессивно, колебание приведет к манипуляциям со стороны ребенка. Везде используйте игру, собираетесь ли на улицу, одеваетесь или кормите. Если трудно уложить ребенка в кровать, поиграйте в зайчат, сделайте норку из одеяла, ребенок с удовольствием в нее «нырнет».

Говорите с ребенком обо всех явлениях и предметах вокруг – куда поехала машина, какое сейчас время суток, что происходит. Не торопите, не дергайте малыша – ритм у ребенка намного медленнее, чем у взрослых, он умеет наслаждаться и созерцать, и через это познает жизнь, учится с ней соприкасаться. Если начинаются истерики и несогласия, старайтесь, переключите свое чадо на другую деятельность или расскажите сказку, в которой будет звучать ваша просьба или наставление. Через сказки можно рассказывать об опасностях, разъяснять, что хорошо, что плохо, приучать к горшку.

Не подгоняйте малыша под себя, под свои желания и стереотипы, дайте ему в этом возрасте больше свободы и любви и результат Вас удивит в хорошем смысле этого слова.

Анна Зубкова, специалист
Комментарии:
Документы для усыновителей

В этом разделе вы увидите самые актуальные нормативные документы по вопросам семейного устройства детей-сирот

Службы психологической помощи