Вопрос специалисту

Дочь не реагирует на мои просьбы или указания. Помогите понять ситуацию

Дочь не реагирует на мои просьбы или указания. Помогите понять ситуацию

Здравствуйте! Помогите понять ситуацию и найти решение. Дочь 2.10, очень привязана ко мне, плохо переносит любую разлуку со мной, сейчас довольно тяжело проходит адаптация к детскому саду, ходим с середины января, сейчас прогресс до 11.00 остаётся. 


Воспитывается без излишней строгости, но всё же не получается совсем не ругаться. В течении дня много с ней играю, в том числе и в игры, которые только она хочет, максимально вовлеченно, без отвлечения даже на телефон, много развивающих игр, лепка, рисование, на крупную и мелкую моторику, просто игрушки, книжки читаем. 

В 1.8 ставили РАС, потом, правда, исключили, осваивали Денверскую модель занятий. Сейчас такая проблема: не реагирует на мои просьбы или указания, например, может очень громко и, как ей кажется, весело кричать и бегать по магазину или общему коридору, прыгать в лифте, пока её не схватишь и совсем строго, или даже ругаясь, не остановишь, как будто не слышит и не видит. Ощущение, что для неё это логическая концовка развлечения - мама поругала. 

И то, что ещё больше меня тревожит: очень долго может ворочиться и засыпать, несмотря на все рекомендации сомнологов, может крутиться-вертеться, высовывать ножку-ручку и, улыбаясь, поглядывает на меня, пока я окончательно не теряю терпения и не отругаю её (чуть повышенный и строгий тон, на что она успокаивается и засыпает).

И даже когда всё идеально, она может ходить или лежать, похныкивать, на вопрос "что случилось" отвечает "меня мама поругала, успокой меня" (это мне, маме же). Не понимаю, то ли границы проверяет, но это чуть ли не с года истории со сном, то ли есть у неё (у меня?) психологические проблемы. 

Практически всё окружение считает, что избалованный ребёнок, просто не выстроены границы. Но, во-первых, ей все же ставили диагноз РАС, может, и нет его, но какая-то проблема всё же есть, во-вторых, у неё такой характер/темперамент практически с рождения, все время на руках, настаивает на своём криком или плачем, при этом она реально страдает в том смысле, что начинает хуже ночью спать, или рвёт заусенцы на пальчиках до крови, или чешет глазки, царапая кожу до крови (до года было). Помогите найти правильный путь, не хочу приучать к тому, что надо её ругать, и только тогда она будет слушаться.

Здравствуйте!

Могу понять ваше беспокойство: дети раннего возраста (до 3 лет) не слушаются. И это нормально. Как и естественным образом возникающие у родителей вопросы о том, как лучше себя вести, чтобы не кричать, не ругаться излишне, но при этом сохранять границы и иметь возможность управлять ребёнком.

Мне важно выделить, что в ваших сложностях есть две стороны:

1. Сложности с послушанием, границами и запретами, которые могут появляться в силу возраста.

Тому есть несколько причин:  

- Приближение к кризису третьего года жизни, который часто выражается в своенравности, тестировании границ, негативизме и приносит много дискомфорта родителям.

Чтобы лучше понять, что это за кризис и как взаимодействовать с ребёнком, обратите внимание на данные материалы на нашем Портале:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-spravitsya-s-krizisom-trekh-let-u-rebenka/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/krizis-trekh-let-kak-ne-soyti-s-uma/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pochemu-deti-ispytyvayut-nas-na-prochnost/

- Отсутствие ясных и адекватных границ в семье (или их частичное отсутствие, проницаемость).

Сами по себе запреты не страшны, как и не страшно, что иногда вы бываете недовольны поведением ребёнка. Важно, чтобы ребёнок, тем не менее, знал о запретах, это в том числе опора для взросления. Воспитание совсем без границ повышает тревогу у детей.

Однако важно, чтобы после постановки границ вы оставались рядом с дочкой и могли выдержать её чувства. А их будет много и они будут сильные. Поэтому ваша взрослая устойчивость здесь необходима.

Детские чувства всегда яркие, и чтобы научиться их переживать, в первую очередь малышам нужна наша помощь: наша собственная способность выдерживать чувства ребёнка, сочувствовать, сопереживать его боли, но оставаться последовательными, не отступать от своих слов.

Обратите внимание, насколько сейчас границы в воспитании ясны и насколько у вас есть силы, чтобы переживать детские истерики. Это правда на многое влияет.

- Самоконтроль у ребёнка раннего возраста всегда крайне маленький.

Увы, даже при наличии ясных границ и терпения у родителей, ребёнок всё равно может и будет не слушаться. Просто потому, что самоконтроль в раннем возрасте ещё не сформирован.

Ребёнок может понимать «нельзя», но не следовать ему, не потому что делает назло, а потому, что просто не способен себя оттормозить, остановить. Зоны мозга, которые отвечают за такое умение, ещё только формируется в этом возрасте.

Поэтому я уверена, что многие ваши действия достаточные и правильные. Однако и они не дадут гарантий, что ребёнок будет слушаться вас чаще. Зато в долгосрочной перспективе ваша деликатная и чуткая позиция в отношении дочки даст большие плоды.

2. Особенности развития, о которых вы пишете, также будут вносить вклад.

И здесь я не могу дать рекомендаций, потому что не знаю, что происходит с вашей девочкой, в чём именно у неё сложности.

Однако если вы занимались по Денверской модели, я бы советовала продолжать, либо перейти исключительно на занятия с АВА-терапевтом. Это системы, которые дают качественные изменения в поведении детей, у которых есть особенности развития, в том числе относительно послушания и саморегуляции.

 Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»