Вопрос специалисту

Стоит ли настаивать, чтобы ребенок посещал занятия, которые ему не нравятся?

Стоит ли настаивать, чтобы ребенок посещал занятия, которые ему не нравятся?

Добрый день! Я случайно нашла ваш сайт и решила обратиться за помощью. Моему сыну 6 лет. Ребенок ОБЩИТЕЛЬНЫЙ (он всегда идет на контакт с детьми и взрослыми, может первый подойти и предложить поиграть), но в то же время чувствуется неуверенность в себе, когда он берется за какое-то дело и что-то у него не получается, не верит в себя и свои силы, может не довести дело до конца, сдается на полпути, говорит, что у меня получается не так красиво, хорошо, как у других. 


Сейчас концентрация внимания снизилась, ранее был более усидчивым. В декабре прошлого года перенесли ковид, плюс, переезд в другой город, другой садик, отсутствие старых друзей и близких. Там был воспитатель, которая, на мой взгляд, давила на него и часто делала акцент на его ошибки, редко хвалила и не поддерживала его. Как сделать так, чтобы повысить уверенность в себе и доказать сыну, что он не хуже других?  

2. Раньше, года 2 назад, сын мог часами собирать и строить лего. С сентября я решила записать его на Лего-конструирование, и он сказал, что это скучно, зачем я это сделала, мне это неинтересно. И тут я стою на распутье. Вроде понимаю, что на занятиях они не только строят дома из конструктора, а развивают логическое мышление и решают математические задачки, и это ему пригодится в жизни, и, возможно, он мне потом скажет "спасибо" за то, что я его привела на такие классные занятия. Но с другой стороны, понимаю, что желания и энтузиазма нет и веду я его чуть ли не силой туда. 

С бОльшим удовольствием он ходит в театр с куклами. Ему интересно, он не стесняется выражать эмоции и, как сказала педагог, "другие дети смотрят на него и тоже тянутся за ним". Театр, на мой взгляд, отвлекает и расслабляет его от садика (иногда, но редко, он плачет и говорит, что там строгая воспитательница, которая его часто наказывает, и очень много маленьких детей, которые орут). А в театре он выплескивает свои эмоции и после этого выходит на улицу окрыленный, повторяя стихи и сценки, которые они разучили. Стоит ли настаивать на том, чтобы он посещал занятия, которые ему не нравятся, но в то же время они, возможно, ему пригодятся в жизни? Спасибо заранее за Ваш ответ.

Здравствуйте!

Рада, что вы обратились к нам на Портал. Я отвечу на ваши вопросы в соответствии с пунктами, как вы их описали:

1. Сперва хочу отметить, что во время стрессовых событий нормально, если дети робеют и проявляют меньше инициативы, упорства в деятельности. Переезд, смена обстановки, новые воспитатели и ровесники – это стрессовые факторы. Много психической энергии ребёнка может уходить на адаптацию, на переживания. На другие задачи её будет оставаться гораздо меньше, чем раньше.

Поэтому важно, чтобы сейчас у ребёнка было достаточно отдыха и вашей поддержки, чтобы пройти через непростой период.

Уверенность в себе в более широком контексте базируется на нескольких принципах:

- На ощущении, что я ценен, что бы ни делал, как бы себя ни вел.

Например, когда мы говорим ребёнку, что он становится каким-то нехорошим, неправильным, если ведёт себя неприятным для нас образом, мы формируем для него опасную сцепку: «мои действия равны мне как личности».

Хорошо, если получится и во время похвалы, и во время наказания обращать внимание именно на действия, не приравнивать их личности. Нам, взрослым, может не нравиться то, что делают дети, их поступки, но не они сами по себе.

- На признании своих усилий.

Иногда, как бы мы ни старались, у нас не получается достичь такого результата, как хотелось бы. Акцент именно на результате также может вызывать тревогу, напряжение. Часто и взрослые, и дети живут с ощущением, что нужно делать либо идеально, либо никак.

Чтобы чуть снизить перфекционизм, который в современном мире свойственен почти всем, важно хвалить ребёнка не столько за результат (хотя и за него тоже полезно), сколько за приложенные усилия, выделять в результатах его деятельности интересные, оказывающие на вас впечатление детали.

Например, сказать не просто «ух ты, молодец», а «мне очень нравится твой рисунок, особенно как подробно ты изобразил колёса у машинки, тебе наверно было непросто нарисовать столько деталей».

- На опыте успехов.

Чем больше у нас опыта побед, тем яснее наше представление о том, что мы способные, сильные, умные. Конечно, это не значит, что поражений в жизни быть не должно. Но о том, что у нас получилось, и о том, что помогло нам этого добиться, тоже важно не забывать.

- На разрешении себе ошибаться.

Ошибки сопровождают всех. И хорошо, если получится как можно раньше позволить детям их совершать. Например, делать что-то неидеально, не на пять с плюсом, где-то нарушать правила, вести себя не самым лучшим образом, быть неудобным и т.п.

Чем меньше и в вашей жизни, и в жизни ребёнка стремление к идеальности, тем легче будет ощущать себя достаточно хорошим. А это и есть основа для устойчивой самооценки: понимать, что я что-то могу, что-то не могу, в чем-то я успешен, в чем-то нет, но в любом случае я остаюсь хорошим, любимым, достойным тепла и заботы человеком.

Если говорить в общих чертах, то укреплять самооценку ребёнка можно такими способами.

Плюс, если вы замечаете, что на восприятие себя ребёнком повлияла одна из воспитательниц, можно постараться поговорить с мальчиком об этом. Сказать, как вы сочувствуете тому, что он слышал в свой адрес, признать, что воспитательница была не права и её отношение к нему было несправедливым. Это тоже поможет восстановить утраченную веру в себя.

Нам важно, чтобы близкие нам люди оставались на нашей стороне, а детям особенно важно, чтобы взрослые ещё и проговаривали происходящее с ними, придавали этому смысл, объясняли, описывали реальность.  

2. По поводу кружков с профессиональной точки зрения я не могу дать однозначного ответа. Однако нас развивают те занятия, в которые мы активно включены и в процессе которых получаем удовольствие.

Похоже, сейчас вашему мальчику больше подходит артистическая деятельность, она больше отвечает его потребностям, задачам, с которыми встречается психика. И тогда имеет смысл идти за ребёнком и его интересами в выборе кружка.

Я так думаю ещё и потому, что логическое мышление может развиваться в самых разных активностях, не только в лего или конструировании. А вот положительные эмоции и подъём энергии точно позитивно скажутся на самочувствии мальчика, его уверенности в себе и в его возможностях справляться со стрессом.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»