Вопрос специалисту

Внук всегда всем недоволен. Как с ним себя вести?

Внук всегда всем недоволен. Как с ним себя вести?

Здравствуйте. Я бабушка 8 летнего внука. Очень умный мальчик, развит не по годам, способный во всем, память обалденная, словарный запас зашкаливает, очень развита речь. Все его любят. Как я часто говорю: "Утонул в нашей любви". Но ребенок неизбалованный.


Родители с ним общаются на равных, все решения принимают вместе, всегда с ним советуются, но в то же время строгость присутствует. Но он всегда всем недоволен. Со школы забираем, сразу: "У меня сегодня самый несчастный день..." Хотя там все хорошо. Пройдет пару часов, рассказывает, как было интересно. 

Вечно всем недоволен. Говорит, что меня никто не любит. Но в то же время очень ласковый, очень любит маму, папу. Младшего братика очень долго просил у родителей, теперь счастлив, помогает и ухаживает за ним. Очень гордится, что у него есть братик. Но всем недоволен. Можно сказать, что устал от жизни. Как старенький дедок.

Не раз с ним говорили на эту тему, понимает. Говорит, что я исправлюсь, но... Что можете посоветовать? Начала страдать учеба. Если он не в настроении, завалит все. Последнюю контрольную работу по математике завалил. Все в шоке. И родители, и учитель. А все потому, что сел без настроения и как начал ныть. 

И ещё, он себя сам называет перфекционистом. У него все должно быть на высшем уровне, очень переживает, если не получилось. Хотя мы его всегда поддерживаем и объясняем, что не всегда все получается на отлично и т.д. Посоветуйте, пожалуйста, как с ним себя вести.

Здравствуйте!

Прежде, чем разбираться, как лучше себя вести, давайте попробуем внимательнее приглядеться к причинам. Я понимаю, как непросто может быть вам сейчас: нужно выслушивать жалобы мальчика, и при этом утешать, подбрадривать, оставаться спокойной, хотя внутри ситуация, которая повторяется из раза в раз, может начать раздражать. Понимаю, как хочется изменить поведение и состояние ребёнка, например, наполнить его радостью, уверенностью, оптимизмом.

Однако у таких проявлений, как вы описываете, могут быть разные причины. И исходя из них подход тоже будет отличаться.

На что я предлагаю обратить внимание:

1. Поведение ребёнка может зависеть от склонности человека иметь тот или иной темперамент и характер.

Темперамент отражает в большей степени генетически заложенные в нас показатели, такие как скорость протекания нервных процессов, психоэмоциональная возбудимость, интро- или экстравертированность (направленность «в себя» или вовне). Такие показатели трудно изменить: невозможно заставить медлительного человека быть шустрым, а активного – долгое время проводить в пассивном, спокойном, незаинтересованном ни в чём состоянии.

Характер формируется благодаря сочетанию темпераментальных особенностей человека, среды, в которой он растёт, и наследственности (личностных черт, к которым он изначально предрасположен). И вот характеры у людей бывают очень разные. Например, кто-то обладает артистичностью, любит выступать, быть на людях, эмоционально заряжается от своих же переживаний (и это можно назвать истероидным характером). Кто-то будет вспыльчивым, не терпящим компромиссов (и его можно будет охарактеризовать как человека с эпилептоидным характером). А есть люди, которые склонны фокусировать внимание на своих ошибках, на «негативном», которые часто чувствуют вину, подавленность (такой характер, условно, можно назвать депрессивным).

Если вы замечаете, что ваш внук изначально обладал подобными «депрессивными» чертами, это будет сложно полностью исправить. Все люди разные. Быть собой, каким бы характером мы ни обладали, - нормально. Но некоторые черты можно корректировать, компенсировать, чтобы человеку с тем или иным складом личности попроще жилось в этом мире.

Например, если ваш мальчик чаще обращает внимание на плохое, на свои ошибки или недочёты, важно чаще хвалить его за приложенные усилия, ценить его слова и поступки, интересоваться, как много сил ему стоило что-то сделать. Если он часто грустит и «плачется» о чём-то, важно утешать его боль и при этом мягко, деликатно делиться верой в его способности и таланты (но не обесценивать переживания, это тоже важно).

2. Иногда депрессивные черты, подавленность могут развиваться, когда в опыте ребёнка были потери ценного, которые оказались не замеченными.

Например, если ребёнок терял любимого взрослого, животное, игрушку. Важно помочь ребёнку прожить горе от потери, позволить оплакать её, вместе обсудить, как здорово, что что-то ценное было в его жизни, и как ему должно быть больно, что этого больше нет.

3. Третья точка зрения: то или иное проявление или поведение ребёнка может быть его способом адаптации к среде, в которой он живёт.

Деткам в виду возраста и уровня развития ещё трудно понимать свои потребности, говорить о них. В идеале, взрослея, они учатся этому, в том числе через родителей. Но пока не могут, их поведение становится чем-то наподобие «сообщения» взрослым о том, что им нужно.

Например, когда ребёнок ведёт себя, словно он младше, чем есть на самом деле, это может быть сигналом о необходимости большей заботы в его сторону. Не всегда, конечно, многое зависит и от других факторов, но вероятность этого велика.

Поэтому, если ваш мальчик часто на что-то жалуется, переживает, отказывается делать, на это также можно посмотреть как на его способ сообщить заботящимся о нём взрослым о том, что ему сейчас нужно. Например, чуть больше утешения, поддержки, веры.

Плюс, я обращаю внимание, что родители ведут себя с ним на равных. Не могу точно сказать, подходит ли это к вашей семье, но есть риск, что в такие моменты ребёнок может терять опору на взрослых. С детьми, действительно, важно разговаривать, их мнения и желания учитывать. Но ещё важно, чтобы некоторые вопросы решались взрослыми исключительно самостоятельно, чтобы ребёнок не был включен в некоторые семейные вопросы. Так сохраняется внутрисемейная иерархия, где взрослые несут ответственность за жизнь: и свою, и детей. И так ребёнок может ощущать больше спокойствия в отношениях.

4. Есть и четвёртая возможная причина: дефицит поддержки силы и способностей ребёнка, его самостоятельности.

Иногда ребёнок, который не уверен в себе, на самом деле просто лишён возможности что-то самостоятельно решать (адекватно возрасту, конечно), действовать по своим решениям и нести ответственность за свои поступки (также – посильную и соответствующую возрасту).

На этот момент я бы тоже обратила внимание: нет ли такого, что многое делается за ребёнка, что ответственности и самостоятельности в его жизни сейчас мало. Порой, из-за желания сделать как лучше, защитить, уберечь, мы упускаем из виду, что наши дети способны на гораздо большее, чем нам кажется.

5. Пример, который ребёнок видит, может стать его ролевой моделью. 

То есть если в семье есть кто-то (чаще всего это взрослый), кто ведёт себя подобным образом, в конце концов ребёнок может перенять его стиль поведения и мышления. Просто потому что и для него, и для других это становится нормальным способом взаимодействия. 

Это первые варианты причин, которые пришли мне в голову, и пути работы с каждой из них. Имеет смысл учесть их все, рассмотреть каждую и примерить: подходит она вашему мальчику или нет.

И если вы всё же переживаете за внука и хотели бы помочь ему стать более стрессоустойчивым, более уверенным в себе, можно обратиться к детскому игровому психологу за очной консультацией (вместе с ребёнком). Специалист соберёт анамнез, проведёт диагностику и даст рекомендации, которые будут подходить именно вашему ребёнку. Потому что я могу только предполагать и полагаться частично на ваш краткий рассказ, частично – на свой опыт. Однако, не видя ребёнка трудно сказать наверняка, что с ним происходит, и понять, как помочь с решением ваших сложностей.

На нашем Портале вы найдёте контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»