ГлавнаяСоветы и рекомендации родителямКонсультации психолога для родителей

Ребенок говорит о себе в третьем лице

Ребенок говорит о себе в третьем лице

Добрый день! У нас проблема в том, что ребёнок не говорит на себя Я, называет себя в третьем лице. Например, если что-то хочет, то говорит "Он хотел попить" или "Дай ему по рисовать". Возможно ли что он просто копирует речь родителей, так как слышит когда мы разговариваем между собой о нем. Ещё он не чувствует границ в пространстве. Например, может больно сделать котенку, давит с большой силой, он пищит. Мы объясняли что ты делаешь животному больно, показывали как нужно гладить, но бесполезно, не чувствует грани. Хотелось бы узнать точку зрения врача. Как решать такие проблемы? Как помочь понять ребёнку его самость, независимость, его Я?

Ирина

Ирина, добрый день!

Почти все дети до трехлетнего возраста говорят о себе в третьем лице, так как, Вы совершенно правы, слышат, что взрослые именно так о них говорят и просто повторяют за любимыми родителями услышанное. Но в возрасте трех–четырех лет у детишек происходит то, что называется кризис «Я сам», когда ребенок замечает, что все большее количество действий он может выполнять самостоятельно, без помощи родителя (доставать запретные, но страстно желанные вещи с полок, ходить туда, куда им хочется, трогать животных и так далее).

В этот момент у ребенка происходит осознание себя как отдельного от мамы человека, как личности. У Вашего сына этот процесс просто занимает чуть больше времени, чем обычно. Чаще всего это бывает связано с тем, что сами родители препятствуют развитию самостоятельности ребенка, всячески опекая его, защищая от любых внешних угроз и опасностей мира. Попробуйте давать ребенку больше свободы действий, конечно, следя за его безопасностью, но не переусердствуя в этом. Давайте ему больше свободы выбора (например, выбор курточки на прогулку, каши на завтрак и так далее). Так Вы постепенно будете способствовать тому, чтобы он начал ощущать себя отдельным человеком, у которого есть свой вкус, свои собственные желания, свое мнение, что приведет, наконец, к появлению гордого местоимения «Я» в его речи.

Случай с животным не говорит о том, что Ваш ребенок жестокий и хочет причинить боль живому существу. Это очень хорошо отражает активное развитие его любознательности и проявление интереса к узнаванию этого мира во всех его проявлениях. Детям до старшего дошкольного возраста не известно о том, что чувствует другой человек, они пока просто не в состоянии поставить себя на чье-то место и представить, что он может испытывать. Вы делаете правильно, говорите, рассказывайте, объясняйте, что, когда он бьет кошечку, ей очень больно, она будет плакать, что если он отнимет игрушку у девочки, ей будет очень обидно. Ваш сын сейчас активно набирает и запоминает причинно-следственные связи между событиями в мире, Ваша задача в том, чтобы с одной стороны, быть рядом с ним поддержкой и опорой, но с другой – уметь отпускать его от себя и дать возможность самому постигать этот мир.

Если в ближайшее время Ваш сын не научится говорить о себе в первом лице и чувствовать границы, Вам стоит обратиться к психологу, так как это может являться симптомом некоторых отклонений от нормы. Здесь все сильно привязано к возрасту. В четыре года еще можно понаблюдать за ребенком: как он ведет себя со сверстниками, насколько он общителен. Если Вы заметите, что с возрастом он становится более замкнутым, плохо идет на контакт даже с близкими людьми, по незнанию может причинять боль Вам, другим детям, живым существам и продолжит говорить о себе в третьем лице, это повод обратиться к специалисту по раннему детскому развитию.

Анна Зубкова, специалист
Комментарии:
Документы для усыновителей

В этом разделе вы увидите самые актуальные нормативные документы по вопросам семейного устройства детей-сирот

Службы психологической помощи