Вопрос специалисту

Управление «трудным» поведением приемного ребенка

Управление «трудным» поведением приемного ребенка

Приемный родитель – это больше, чем родитель. Человеку, взявшему на себя ответственность за воспитание и судьбу маленького человека, который чаще всего имеет за плечами непростой жизненный опыт, необходимо обладать не только качествами, полезными для любого кровного родителя, но и особыми способностями, знаниями и умениями. Без этого любой приемный ребенок окажется не просто «трудным», а фатально невыносимым.

Как распознать «трудное» поведение

В первую очередь приемному родителю необходимо уметь распознавать, в чем же, собственно, «трудность» тех или иных действий ребенка, и кому оно может нанести вред – родителю, окружающим людям или самому ребенку. Ведь зачастую взрослый из-за непонимания причин детского поведения может считать «трудными» реакции ребенка, адекватные ситуации или его состоянию.

Приведу несколько причин «трудного» поведения ребенка, когда его родителю необходимо просто определить их, не списывая всё на «гены» или плохое воспитание:

  • ребенок вынужден поступать определенным образом из-за неких обстоятельствами или из-за других людей;

  • родитель может быть сам раздражен – поведение ребенка может не вкладываться в его понятия о нормальном поведении детей, их возрастных и иных особенностей;

  • ребенок может быть болен или иметь нарушения в развитии и психики, не позволяющие ему вести себя так, как от него ожидают.

«Трудное» поведение приемных детей имеет ряд особенностей. В зависимости от них и нужно выбирать тактику взаимодействия с ребенком.

Необходимые навыки

Приемному родителю, чтобы справиться с предстоящими сложностями, нужно обладать незаурядными качествами.

Уметь правильно определять свои чувства и удерживать их в рамках. Это очень пригодится в тех случаях, когда ребенок совершает что-нибудь неординарное и способен вывести из себя почти любого. Когда ребенок, провоцирующий взрослого на раздражение и агрессию, наталкивается на невозмутимость и спокойствие, это обескураживает. Дальше управлять таким ребенком становится проще. При этом рациональный родитель всегда найдет способ объяснить свое спокойствие так, чтобы ребенок не воспринял это как игнорирование.

Говорить об эмоциях и чувствах с ребенком – полезное умение в воспитании ребенка с травмированной эмоциональной сферой. Если донести до ребенка свои переживания, их причины и то, как удалось с ними справиться, то и ребенок постепенно найдет контакт со своим противоречивым внутренним миром.

Способность к анализу и самоанализу. Все наши действия – результат каких-либо внутренних побуждений. Если человек голоден – он будет искать пищу, если страшно – ищет способы избавления от страха. Всё то же происходит и с детьми: их поведение обусловлено их потребностями. Только вот у приемных детей эти потребности не всегда просто распознать.

Проанализировать непонятное, а подчас пугающее поведение ребенка и увидеть за ним его неудовлетворенные потребности – значит уже сделать важные шаги на пути исправления «трудностей» поведения.

Уважать границы и соблюдать правила необходимо сначала взрослым, чтобы показывать пример детям. Однако не все взрослые и не всегда придерживаются определенного режима, и сами зачастую поступаются своими же принципами. Тем не менее от детей они требуют послушания: вовремя ложиться, по команде обедать, проявлять самостоятельность и не нарушать запретов. Если же родитель сам демонстрирует выдержанный ритм жизни и уважение к правилам, нормам и законам, ребенок охотнее присоединится к нему.

Пример для подражания

Родителям нужно и должно уметь дать корректную оценку проступку ребенка. Но одной оценки мало для исправления. Привычка вести себя определенным образом не исчезает вдруг, ведь там, в прошлой жизни, это работало. Понимания данный факт, есть смысл показывать на личном примере те формы поведения, которые приняты, и которых ожидают от ребенка. Дети довольно гибки и перенимают привычки легче, чем взрослые.

Там, где личный пример невозможен или недопустим, полезно выбрать и разобрать примеры из жизни других людей, например героев художественных произведений. Выбрать удачный пример для совместного с ребенком разбора поведения – тоже искусство.

Родителю «трудного» ребенка очень пригодится разумное использование приемов поощрения и наказания. Наказание – конструктивный инструмент, когда оно соразмерно проступку: учитывает особенности ребенка и не травмирует провинившегося. Это может быть лишение запланированного развлечения или посильное участие в исправлении причиненного ребенком ущерба.

Не следует бояться перехвалить. Успехи ребенка в изменении его поведения обязательно должны быть отмечены равноценным поощрением.

Навыки общения

Ответственность за выстраивание диалога с ребенком лежит исключительно на взрослом, и никак иначе. Для этого может быть полезен весь спектр навыков общения.

Умение устанавливать контакт должно быть, наверное, более высокого уровня с «трудным» ребенком, чем с остальными «правильно воспитанными» людьми. И этот контакт потребуется устанавливать не единожды.

Активное слушание – ряд приемов, помогающих наладить с собеседником доверительную беседу. Начиная с кивков и поддакивания во время выслушивания и заканчивая переформулировкой высказываний собеседника.

Чем лучше родитель умеет слушать ребенка, тем быстрее они поймут друг друга и тем больше шансов на то, что ребенок захочет радовать значимого для него взрослого своим поведением.

Умение договариваться, поддерживать разговор – это не торги, не перебранка и не обмен обвинениями и угрозами, на которые «трудный» ребенок будет постоянно подталкивать взрослых. Это именно тот навык, который поможет уйти от общения, заводящего семью в тупик.

Устанавливать и удерживать границы – это распределение ответственности за общение. У каждого человека есть границы своего личного пространства, своих прав и обязанностей по отношению к другим. Когда эти границы намеренно нарушают, необходимо восстанавливать справедливость, пусть даже этими «нарушителями» являются дети.

Если ребенок хамит своим родителям или ворует у них, то замалчивать такое недопустимо. Границы нарушены – есть почва для начала переговоров и поиска решений. Родитель, умеющий спокойно выяснять причины, побудившие ребенка к нарушению, поговорит с ним и найдет то наказание, которое снизит у ребенка желание повторять проступок, но при этом не травмирует его.

Сложно переоценить умение обращаться за помощью и грамотно использовать рекомендации специалистов. Родитель может многого не знать и не уметь. Но если он обратится за советом к компетентному специалисту, успех в воспитании ребенка любой степени «трудности» гарантирован.

Елена Турлина

Комментарии:
CAPTCHA