Свободная игра, или свободное творческое самовыражение с помощью материалов для творчества – это активность, центром которой является ребенок или дети. Взрослые не направляют и не корректируют ее. Наша задача – создать условия для такой деятельности (обеспечить безопасность, наличие пространства, времени, игрушек, материалов для творческого самовыражения). И, конечно, в данном случае мы не имеем в виду компьютерные игры. Они заслуживают отдельного разговора.
Игра – основный вид деятельности ребенка – предполагает наличие воображаемого плана. Именно это свойство игры характеризуется детьми как происходящее «понарошку». «Игра – это взаправдашняя понарошность» - блестяще высказалась об этом в свое время известная девочка-аутист Соня Шаталова. Развитая форма игры называется сюжетно-ролевой. Дети распределяют роли, придумывают определенные сюжеты. В наши дни такая развернутая форма игры встречается не так уж часто.
Но в любом случае, развернутая сюжетно-ролевая игра, или игра по правилам типа «прятки», «жмурки», «вышибалы», или даже простые игровые действия ребенка, когда он увлеченно возит грузовик по полу, называются свободными, если затеваются детьми ради собственного удовольствия и исходя из собственных потребностей.