Вопрос специалисту

Дочь не проявляет интереса к чтению и письму, только балуется. Где мы допустили ошибку?

Дочь не проявляет интереса к чтению и письму, только балуется. Где мы допустили ошибку?

Здравствуйте! Я переживаю за психическое здоровье моей дочери. Она в свои годы уже умеет читать, писать, считать, но в последнее время не проявляет к этому никакого интереса, как будто научилась и забросила. Если по началу у нее было стремление чем-то заниматься, рисовать, то сейчас ничего это ее не интересует, кроме ужасного баловства и пакостничества с утра до ночи. Следующее и самое страшное - это поведение, которое не входит ни в какие рамки. Она с рождения отличалась гиперактивностью, капризностью, спать днем перестала рано. Но если раньше еще чем-то можно было отвлечь или сделать замечание, то сейчас равно как стене что-то просить, доказывать. Очень пугает дурацкий смех, возникающий ниоткуда. Говорим, что из-за этого никто не будет с ней общаться, будут дразнить, но не воспринимает. Когда ругаешь, может "ржать" еще больше. Получит нагоняя, плачет, что больше не будет, но через пять минут все забывается и начинается снова. Родители, видимо, вообще не в авторитете. Еще какие-то странные фантазии, выдавать себя кем-то другим, другого возраста. В общем стыдно выходить с ней в общество, люди все что угодно могут подумать, да я уже и сама не знаю, может уже к психиатру, я в отчаянии, честное слово! А ведь совсем скоро в школу, как общаться со сверстниками, как усидеть на уроке. Еще, мне кажется, она будет очень ведомой, затянут во что-нибудь нехорошее, она потом еще и крайней останется, потому что дома она себя вот так отвратительно ведет, а другим детям, если обижают ответить не может. Кстати, детский сад не посещает. Недавно в семье появился еще один ребёнок, все стало еще хуже, но тут понятно, видимо, ревность. Но все, что я описала, началось еще до беременности. Не знаю, где мы допустили ошибку? Каких-то перемен в семье не происходило, с чем связать, даже не знаю, прошу, помогите разобраться! Очень боюсь, что придется обращаться к врачам, про которого писала выше, клеймо на ребенке ставить, но тут как будто регресс какой-то...

Мария

Здравствуйте, Мария!

Я могу анализировать лишь ту информацию, которая доступна мне в вашем письме. Я не видела ребенка, не видела, какой тип коммуникации вы используете, поэтому провести комплексную диагностику я не могу. Если вы действительно испытываете серьезные переживания по поводу поведения вашей дочери, вы можете посетить очную консультацию психолога. На нашем сайте вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе.

В поведении вашей дочери нет ничего патологического, более того, она развивается абсолютно в пределах возрастных норм. Сейчас вашей дочке 5 с половиной лет – это дошкольный возраст. Во время этого возрастного периода ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра. Вы описываете в своем письме «какие-то странные фантазии, выдавать себя кем-то другим, другого возраста». Это совершенно естественное поведение ребенка дошкольного возраста. Дети в 5 лет активно играют, пробуют на себя разные роли, с помощью этих ролей они учатся воспринимать мир, а игры позволяют им научиться следовать правилам. На нашем сайте есть статья, посвященная детской игре, возможно, она будет вам полезна: Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности.

Я не вижу необходимости показывать вашу дочь психиатру, так как никаких отклонений в психике в вашем письме не описано. Тем не менее, если вы все-таки решите это сделать, откажитесь от мнения, что поставили на дочери клеймо. Именно такая стигматизация будет являться сильнейшей психологическую травмой, которая крайне негативно скажется на будущем развитии ребенка. Даже если психиатр не найдет никаких отклонений, ребенок, следуя клейму, которое на него навесили родители (а не общество), будет считать себя психически ненормальным, что впоследствии окажет влияние и на формирование самооценки, и на коммуникацию со сверстниками, и на учебную деятельность.

Кстати, об учебной деятельности. Исходя из вашего письма, я поняла, что вы хотите отдать дочь в школу уже через 4 месяца. Конечно, замечательно, что вы заботитесь об уровне образования дочки, учите ее читать, писать и считать, но сейчас ей это совершенно не нужно. Вы сами отмечаете, что девочку это не интересует. И это отсутствие интереса тоже отвечает психологическим особенностям ее возрастного периода – учебная деятельность станет ведущей только в 7 лет, до наступления этого возраста не нужно мучить ребенка и заставлять его учиться. Я рекомендую вам повременить и отдать дочь в школу только в следующем году. Поверьте, она еще успеет устать от школьных парт и домашних заданий, дайте девочке наиграться, ведь когда, если не в 5 лет этим заниматься? Как бы странно для вас это ни звучало, все, что сейчас нужно вышей дочке для гармоничного развития, это как можно больше играть. Все кривляния, смех и баловство, которое вы описываете, является естественным ходом развития ребенка. Смех, скорее всего, возникает как защитная реакция на ваше неодобрение деятельности, которая интересует дочку. Избегайте угроз и запугиваний («никто не будет дружить», «все будут дразнить»), относитесь к этому проявлению спокойно и терпеливо, любите свою дочь такой, какая она есть. Любому ребенку нужна безусловная любовь родителей, которая не зависит ни от каких внешних факторов.

Я рекомендую вам посетить очную консультацию психолога без дочери. Это нужно для того, чтобы психолог помог вам справиться с чувством стыда за дочь, которое у вас возникает. Это естественное чувство, но оно может стать губительным для ваших дальнейших отношений с дочкой.

Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я — родитель»