Добрый день, Александр!
«Болезнь» нашего времени – это возможность просто и быстро получать удовольствие. И она вовсю прогрессирует на детях. Компьютерные игры, просмотр видео и соц. сетей становятся способом расслабиться и получить положительные эмоции, прилагая к этому минимум усилий, а то и вообще никаких. То же касается и еды, в частности сладкого. Всё это продуцирует выработку «гормонов удовольствия». И жизнь становится в радость.
Если взрослые используют гаджеты и еду, чтобы расслабиться и отдохнуть от проблем (хотя среди нас сейчас также возникает множество зависимостей к этому), то ребёнок, с самого детства живущий среди технологий, привыкает получать удовольствие только этого. Это простой путь. Любая учеба требует напряжения. Уборка комнаты, чтение, спорт, конструирование – все эти вещи требуют напряжения. Чтобы что-то получилось, нужно приложить усилия.
А видеохостинги и соц. сети этого не требуют, зато радость приносят. Совершенно логично, что ребёнок наполняет свою жизнь вторым. Ваше взаимодействие с ребёнком сейчас стоит построить по двум линиям:
1. Убрать все гаджеты Звучит, конечно, ужасно. И будут истерики и срывы. Но пока под рукой есть телефон и привычка занимать себя им, больше ничего не заинтересует. Эту систему нужно сломать. Сначала стоит убрать их полностью и минимум на месяц. Потом можно позволять играть в компьютер, но только 1-2 часа пару раз в неделю. И то, если ребёнок через месяц не привыкнет и всё ещё будет отчаянно страдать. Вообще, до старшей школы желательно не пользоваться крутыми телефонами. Достаточно обычной Нокии с кнопочками для связи с Вами. Именно потому что мозг ребёнка только формируется, и связь между усилием над делом и радостью от него должна образоваться.
2. Заинтересовать ребёнка Вспомнить, чем он интересовался раньше. Что его увлекало. Разузнать, что ему нравится в играх. У меня в практике был ребёнок, который очень тяжело переживал «отлучение» от компьютерных игр. Родители были непреклонны, не поддавались. Итогом его страданий по играм стал огромный альбом, разрисованный, словно это бродилка или квест. В нём были персонажи, разные локации. Т.е. ребёнок сам себе смог нарисовать ту игру, по которой скучал, ещё и дополнить её собственными фантазиями.
Узнайте, что в играх и видео больше всего нравилось ребёнку. И начинайте давать это ему в жизни. Нравилось смотреть видео? – Будут семейные походы в кино каждые воскресенье (или на лекции, если видео были больше образовательные). Нравилось общаться? – Есть музыкальная школа, всяческие кружки, там бывают дети, с ними можно общаться. Нравилось искать решения заданий в играх? – Для детей сейчас устраивают множество квестов и подобных мероприятий, разузнайте про детскую активность в Вашем городе.
Или же устройте её сами. Нравилось стрелять? – Есть тиры, там стреляют и из оружия, и из лука (что особенно полезно для зрительно-моторной координации), это тоже отличная возможность проработать свою агрессию. Оба этих пункта, как Вы видите, активно включают Вас.
Мы не можем запретить ребёнку играть в гаджет и оставить его ни с чем. Закон работает так: что-то отняли, но что-то дали взамен. В идеале, этим «взамен» должно быть Ваше внимание и время. Ваш интерес его успехами, его жизнью. Ваша любовь и забота. Ваша поддержка. Всё это должно быть вокруг него в любой момент жизни.
Сыну может быть, мягко скажем, не очень хорошо от того, что надо убираться в комнате. Ваша тактика поведения в этом случае будет следующая: «ты убираешься и держишь порядок на протяжении недели, и тогда в воскресенье мы вместе идём в кино на любой фильм, что ты выберешь, или в парк развлечений/панда-парк/занятие по разработке компьютерных программ (это – ещё один способ занять ребёнка чем-то полезным и развивающим, но уже используя гаджеты)» - на это, резонно,
Вы получаете негативизм, грубость, слёзы и прочее, на что отвечаете – «да, я понимаю, это тяжело, но надо что-то менять в жизни, я очень переживаю за тебя, мне хочется, чтобы ты был счастливым, чтобы тебе нравилось жить, чтобы у тебя были занятия, которые приносят радость и не портят здоровье, поэтому я ввожу такие правила», «я понимаю, как ты расстроен, я понимаю, что тебе это не нравится, но теперь мы будем учиться жить по этим правилам, и я буду тебе помогать, я рядом для этого», «я бы не вводил эти правила и не требовал их соблюдать, если бы сомневался в том, что ты сможешь, но я уверен в тебе, у тебя получится».
Любое Ваше правило или требование должны быть, как подарки, завёрнуты в любовь и Ваше внимание. Отучение от компьютера, прививание полезных привычек не будут иметь успех, если Вы не будете сопровождать сына на этом пути. И последнее, но не по значению, - это Ваш собственный пример. Ребёнок учится не тому, что Вы говорите (это он, скорее, может использовать против Вас), а тому, что делаете, какой пример подаёте. Читаете ли Вы сами? Увлекаетесь ли спортом? Как Вы предпочитаете отдыхать? Проводите ли время с семьёй? И нравится ли Вам это? Занимаетесь ли сами домашними делами? Убираете свои вещи и кровать? В любых вопросах, связанных с детьми, мы должны начинать с себя.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»