
На просторах сети Интернет можно найти много материалов о том, что такое информационная безопасность. Мы уже достаточно хорошо знаем, что нельзя делать во Всемирной паутине — например, переходить по подозрительным ссылкам, делиться своими паролями с незнакомцами, выставлять откровенные фото, даже в закрытых аккаунтах. А что делать можно? Об этом и многом другом порталу «Я — Родитель» рассказала Ирина Владимировна Жилавская, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой медиаинформационной грамотности и медиаобразования МПГУ:
— На самом деле в отношениях между людьми человечество не придумало ни одного более мудрого способа обеспечения взаимопонимания, кроме общения друг с другом.Необходимопостоянно разговаривать с собственным ребенком и жить его жизнью. И неважно, когда вы даете свои рекомендации — когда он отправляется на улицу или когда выходит в Интернет. Как только родитель начинает интересоваться информационными потребностями ребенка, возникает полезная смена позиций — ребенок может сам что-то подсказать родителю. И если мамы и папы не будут разговаривать менторским тоном (позиция «Я все знаю»), а встанут на одну планку с ребенком, возникнет взаимопонимание. И вопрос «Что надо делать?» снимется сам собой.
Если между взрослыми и ребенком устанавливаются доверительные отношения (не игра в поддавки, не спекуляция на отношениях), никогда не возникнет неуважение со стороны ребенка, и авторитет ни в коем случае не будет потерян! Сейчас такое время, когда младшее поколение действительно может помогать старшему осваивать информационное пространство. Это естественный процесс и бояться этого не нужно. Недавно в метро я услышала, как дети объявляют станции — реагируя на это детское вторжение во взрослую жизнь, все улыбаются. Это подтверждает мысль о том, что сегодня ребенок, несмотря на свой небольшой опыт, вполне может брать на себя некоторые взрослые функции.
Всякий родительский контроль должен быть умелым: вспомним, как нам самим в детстве было неприятно, когда кто-то пристально наблюдал за тем, что мы делаем. Взрослый должен помнить, что ребенок — это обычный человек, просто обладающий пока еще маленьким жизненным опытом. То, что обижает нас, может обидеть и ребенка. Когда приходит это понимание, контроль становится более деликатным.
Интернет — такая же жизненная среда, что и обычная. Здесь есть те же подворотни, публичные дома, казино, но здесь же — и музеи, и красивые парки, библиотеки, кинотеатры и многое другое. Ведь нас не терзает мысль, что ребенок, когда он гуляет во дворе, непременно сбежит в какое-то неприличное место, — мы научили его, что гулять нужно возле своего дома, с незнакомыми людьми не разговаривать и, тем более, с ними никуда не ходить. Такая же работа должна быть проведена и относительно Сети. А угнетающая атмосфера, диктующая «там опасно», «там ужасно», «туда нельзя», «сюда нельзя» не дает ребенку настроиться на позитивную волну. Переключение на что-то положительное — это прекрасный способ воспитания ребенка. При этом, конечно, нельзя забывать и о системах родительского контроля, которые помогают отслеживать, по каким сайтам «гуляет» ваш ребенок.
Таких сайтов масса. Например, проект Российской государственной библиотеки
А Интернет — словно кокон, который обволакивает вашего ребенка. Запросы сохраняются и образуют соответствующую информационную среду. И не только в виртуальном пространстве. Если ребенок посещает какие-то творческие кружки, спортивные секции, гуляет с родителями, а не просиживает часами за компьютером, то вокруг него формируется нормальная культурная среда. И не важно, где ты — офлайн или онлайн.
Конечно! Если ребенок растет в атмосфере конфликта с родителями, информационные технологии только усугубят ситуацию. А если в семье хорошие, доверительные отношения, то ничего разрушающего они не принесут. Технологические ресурсы только усиливают коммуникативные, психологические проблемы, которые уже существуют в семье. Но здесь дело отнюдь не в технологиях.
Современные мамы и папы нередко дают ребенку планшет или телефон, чтобы занять его на время. Но плоская картинка, какая бы она ни была замечательная, не сформирует в человеке навыков коммуникации. Когда ребенок наблюдает за говорящей мамой, он видит ее артикуляцию, мимику, жесты, отражающие эмоции. Он осваивает навыки взаимодействия. В этом возрасте и закладываются основы коммуникативного поведения, плоский экран никогда этому не научит. Поправить что-либо позднее станет уже невозможно. Сейчас психологи отмечают у первоклассников очень низкий уровень коммуникативных навыков. Это колоссальная проблема: ребенок боится выступать, говорить, а потом и думать — вдруг он подумает как-то не так.
Но и из гаджетов можно извлечь пользу! Здесь несколько вариантов: либо ты понимаешь, что гаджет — всего лишь инструмент для достижения каких-то определенных целей (учебных, практических, развлекательных) и используешь его по назначению, либо ты посредством него убиваешь свое время, и, если у ребенка свободного времени очень много, — значит, он точно будет бродить по Сети без дела. Ко всем технологическим новинкам нужно подходить с точки зрения определения цели. Жизнь должна быть осмысленной: иметь свои ценности, установки, тогда все остальное будет работать на ее благо.
Наступает определенный период, когда мальчики и девочки начинают интересоваться сложными, не дозволенными до определенного возраста темами. Но у одних детей есть свои цели, большие планы, в запасе приличный культурный багаж, а у других этого нет — они живут в бедной информационной среде. Такого ребенка будет сложнее «вытащить» из дебрей Интернета. Задача не просто перекрыть доступ к нежелательной информации, а целенаправленно и непрерывно демонстрировать красоту, богатство и разнообразие окружающего мира.
Вот только некоторые правила для родителей.
Юлия Левашева
И еще…
До 4–5 лет ребенок не должен пользоваться компьютером/планшетом. В этот период у него развивается наглядно-действенное мышление — ему полезны игры с кубиками, пирамидами, куклами, машинками и т. д., а чуть позже — ролевые игры с другими детьми, братьями и сестрами или родителями. Также он должен осознать, как разнообразен окружающий его мир. А играя в планшете, он усвоит, что только на экране существуют разные миры. Тогда как в реальной жизни есть так много всего интересного: природа (парки, скверы, лес, речка), животные и птицы, кружки и секции, общение с разными людьми, музеи и театры. Читайте с ребенком бумажные книги, делайте поделки, рисуйте. Берите его с собой в гости, на работу, на встречи с друзьями — пусть он видит, как общаются люди, знакомится с их чувствами и взаимоотношениями.
С 4–5 лет ребенок должен проводить за компьютером/планшетом строго регламентированное время — например, один час в день. Только запомните, что вы не отбираете гаджет, а объясняете ребенку, что он уже поиграл с ним достаточное количество времени, о котором вы условились заранее. Количество часов, проведенных за компьютером, дозируется так же, как, например, количество сладостей в день и т. п. Устраивайте один свободный от гаджетов день, когда вы всей семьей проводите время на прогулках, спортивных занятиях, в гостях у бабушки.
Станьте положительным примером для своего чада. Не проводите час за часом в Интернете на глазах у ребенка! Помните, что дети любят копировать поведение взрослых и если мама часами рассматривает фото в соцсетях, а папа играет в компьютерные игры, ребенок усваивает, что именно такое времяпрепровождение нормально.
Проводите вместе как можно больше времени! Разговаривайте со своим ребенком!