Вопрос специалисту

У сына портятся отношения с классным руководителем

У сына портятся отношения с классным руководителем

Не знаю, как помочь сыну, чтобы не стало хуже. У него портятся отношения с классным руководителем, учителем русского языка и литературы. На её уроках он не пишет, разговаривает, сидит в телефоне. На замечания не реагирует. 


Поговорив с сыном, понимаю, что не только его вина в этом. Ему не нравится, что его просят замолчать и не мешать, но при этом другим разговаривающим девочкам замечания не делают; ставят двойку за работу у доски, а другому ребёнку за такой или почти такой ответ ничего не ставят. "Фотографирует меня без моего разрешения". 

Перед началом учебного года сказал, что будет стараться, но уважать учителя не будет. Такое поведение тянется с прошлого года. Подходила к учителю с просьбой не брать дневник в портфеле, если не хочет давать, лучше позвонить или написать мне в чат. Сейчас написала. 

На других уроках такого нет, жалоб не поступает. В прошлом году просила школьного психолога поговорить с сыном. Сказала, что хороший парень, отклонений нет, агрессии не видит, он чувствует себя взрослее, чем его одноклассники, но в поступках ещё ребёнок. Одним словом, подросток.

Но как помочь сыну пережить взросление и не запускать предмет и учёбу, не портить отношения с учителем, поддержать его переживания, не знаю.

Здравствуйте!

Вы описываете непростую ситуацию, в которую попал ваш сын. И я замечаю, сколько вопросов, тревоги она поднимает в вас. Сочувствую тому, как сейчас складываются отношения у вашего мальчика с учительницей. Вместе с тем вы очень верно замечаете – ответственность за эти отношения лежит не только на ребёнке (а порой и не столько на ребёнке), но и на педагоге, на взрослом человеке, который всегда сильнее, мудрее, обладает большей властью и может регулировать процесс.

Что касается конкретно каждого вопроса, который вы задаёте:

1. Как помочь ребёнку не запускать предмет и учёбу.

Как правило, нас мотивируют два больших процессах: интерес (эмоциональная составляющая) и усилия (волевая составляющая). Чем человек старше, тем сильнее становится развит его волевой компонент. Однако у детей и у подростков он развит ещё в недостаточной степени. В подростковом возрасте, когда происходит гормональная перестройка, эмоциональный фон может мешать волевой саморегуляции.

Поэтому в этом вопросе можно идти в обе стороны:

- Помогать ребёнку тренировать навыки самоконтроля.

Для этого хорошо работает режим (когда предмету в обязательном порядке посвящается какое-то время в течение недели), правило «минимального усилия» (чтобы было легче начать, сделать минимально доступный первый шаг, например, поставить себе задачу открыть учебник и сделать одно упражнение, а не все из заданных), чередование нагрузки и отдыха.

Плюс, сюда же относится мотивация на основе будущего: зачем ребёнку понадобится предмет, зачем ему нужна хорошая оценка по нему.

И ещё один немаловажный фактор – наличие свободы в принятии решения и контроле за его результатами. Как правило, в подростковом возрасте детям уже можно дать больше свободы в плане обучения и выполнения домашних заданий. Если в более раннем возрасте вы должны были контролировать и то, что ребёнок сядет за уроки, и то, что у него получится, то сейчас часть ответственности можно передавать ребёнку. Как ни парадоксально, но и это способствует росту мотивации.

При этом свобода в выборе или принятии решения может также ограничиваться рамками. Например, касательно домашнего задания рамки состоят в том, что его нужно выполнить в течение вечера. А свобода – в том, когда, где (иногда детям легче делать неприятные или неинтересные предметы не за столом, а на диване, в кровати), в каком режиме (всё сразу или по упражнению в час).

- Искать вместе то, что интересует ребёнка в предмете.

Интерес относится к эмоциональному компоненту. Он – про то, что нам нравится, что нас вдохновляет в деятельности. Его бывает легче найти, когда мы знаем, что привлекает подростка, к чему у него есть способности.

Без эмоционального компонента в детском и подростковом возрасте трудно удержаться в обучении.

2. Как поддержать переживания ребёнка.

Основной компонент поддержки – это даже не одобрение, скорее это отражение чувств, которые он испытывает. В той ситуации, что вы описываете, предполагаю, вашему мальчику может быть обидно, он может злится, испытывать бессилие.

Всё это можно обсуждать, уточнять, валидировать: он имеет право на любое своё переживание. Например, когда он замечает несправедливость, это будет раздражать. Когда замечает, что находится в зависимом положении, это вызывает бессилие, из которого хочется давать молчаливый отпор более сильной фигуре.

То, как ребёнок выражает свой протест, его поведение – это отдельный вопрос. Его важно обговаривать, искать оптимальные пути решения, действия с его стороны, которые были бы для него выигрышными. Однако ключевое – признавать, что все его чувства имеют право на существование, даже социально-неприемлемые. Задача менять не чувства, а реакцию в моменте, чтобы она помогала ему, а не ухудшала ситуацию.

3. Как не портить отношения с учителем.

Это пункт как раз касается совместного поиска действий и реакций, которые были бы оптимальны. Чтобы их найти, повторюсь, важно валидировать чувства. А после вместе анализировать, какие варианты действий есть у вашего ребёнка и к каким потенциальным последствиям они могут привести (буквально можно сделать табличку:

- Что я замечаю в свою сторону.

- Какие чувства у меня это вызывает.

- Что я хочу сделать.

- К чему приведёт, если я так сделаю.

- Понравится ли мне это в моменте.

- Поможет ли мне это в перспективе.

- Как ещё я могу поступить, чтобы не ухудшить ситуацию для себя и при этом чтобы сохранить самоуважение).

Плюс, вы можете поговорить с учителем на тему её личного отношения к вашему ребёнку. Быть может, такой разговор прояснит вам позицию педагога и поможет лучше понять её. Причём не чтобы защищать перед сыном, а чтобы лучше видеть обстоятельства и помочь ему найти оптимальные действия исходя из реальности, а не фантазий о ней.

4. Как помочь сыну пережить взросление.

На нашем Портале вы можете найти много полезных материалов о подростковом возрасте. Например:

Подросток: воспитывать поздно, придется договариваться

Поддержка подростковой инициативы: за и против

Родителям детей 13-15 лет

Взросление ребёнка сталкивает нас с признанием, что распределение сил в семье постепенно меняется. Из жизненно необходимой, самой важной фигуры для ребёнка вы постепенно становитесь помощником, опорой, проводником. Однако уже не тем, кто должен постоянно быть рядом, а всё больше тем, кто готов выслушать, поддержать, принять (словно безопасный тыл), а после отпускать пробовать и жить свою жизнь.

Такой переход не является делом одного дня. Он происходит плавно, постепенно. И сейчас вы уже начинаете проживать подобные эпизоды: когда где-то вам нужно довериться ребёнку, а где-то сохранить контроль, где-то предоставить ему больше свободы, а где-то оставаться устойчивой в своих решениях.

По сути, главное, что помогает нашим детям пережить взросление, - это наше умение находить баланс между контролем и предоставлением свободы, наше умение отпускать и позволять в себе разочаровываться, оставаясь рядом и продолжая любить.

И эта задача равно трудная и необходимая.

Я желаю вам удачи на вашем пути сейчас! Всего доброго.  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»