- родителям
- Как воспитывать ребенка?
- Службы психологической помощи
- Книги для детей и родителей
- Полезные подборки
- Моя новая семья
- Имею право!
- Финансовая грамотность
- Инфографика для родителей
- Тесты
- Учимся играя: безопасность ребенка на дороге
- Конкурсы и акции
- Коммуникационный проект «ТыЭтоЯ»
- Всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей»
- Кейс-игра "А как поступили бы вы?"
- Всероссийская акция-флешмоб #благодарямоейсемье
- Архив конкурсов и акций
- специалистам
- новости
- Медиа
- Видеоуроки
- Счастливый ребенок
- Книга в помощь
- Имею право!
- Народное мнение
- Сказка на ночь
- Песни для детей и родителей
- Социальная реклама
- Консультации специалистов
Вопрос специалистуДифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова
Теги: методы воспитания
03.04.2017 10:00
Евгений Александрович Климов (1930—2014) - доктор психологических наук, профессор, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности. Наибольшую известность в отечественной психологии получила разработанная им классификация профессий по предмету труда, которая выделяет пять типов современных профессий: человек – живая природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ.
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) старшеклассника к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений.
Использование методики возможно как индивидуально, так и в группе. Над вопросами не следует долго задумываться.
Содержание методики
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать наиболее предпочтительные.
Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы две части, соединенные союзом «или». В зависимости от того, нравится ли занятие, о котором говорится в первой части вопроса, поставить в листе ответов знак « + » или « — ». Подобным образом следует поступить и со второй половинкой вопроса. Одну из половинок следует обязательно предпочесть - в ней должно быть больше плюсов.
Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1aУхаживать за животными.или1бОбслуживать машины, приборы (следить, регулировать).2аПомогать больным людям, лечить ихили2бСоставлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машинЗаСледить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинокили3бСледить за состоянием, развитием растениий4аОбрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу, металл и т.п.)или4бДоводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).5аОбсуждать научно-популярные книги, статьиили5бОбсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)6аВыращивать молодняк (животных какой-либо породы)или6бТренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).7аКопировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).или7бУправлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.8аСообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)или8бХудожественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)9аРемонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилищеили9бИскать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках10аЛечить животныхили10бВыполнять вычисления, расчеты.11аВыводить новые сорта растенийили11бКонструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)12аРазбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять поощрять, наказывать.или12бРазбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).13аНаблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельностиили13бНаблюдать, изучать жизнь микробов.14аОбсуждать, налаживать медицинские приборы, аппаратыили14бОказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.15аСоставлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.или15бХудожественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)16аДелать лабораторные анализы в больницеили16бПринимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.17аКрасить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.или17бОсуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.18аОрганизовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.или18бИграть на сцене, принимать участие в концертах19аИзготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить зданияили19бЗаниматься черчением, копированием чертежей, карт20аВести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.или20бРаботать на клавишных машинахАнализ результатов
Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов - симптомы предпочтения, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о способностях испытуемого.
Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность измеренных предпочтений. По результатам опросника можно узнать, к какой области деятельности человек более склонен, к какой - менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот почему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обработке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого - 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно делать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. «Человек-природа» (П).
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.
2. «Человек-техника» (Т).
Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
3. «Человек-знаковая система» (З).
Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой —представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
4. «Человек-художественный образ» (Х).
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
5. «Человек-человек» (Ч).
Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), терпение.
Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру
Тип профессийПримеры профессийЧеловек - природа (П)Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.Человек - техника (Т)Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.Человек - знаковая система (3)Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.Человек - художественный образ (Х)Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д.Человек - человек (Ч)Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, пре-подаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д.Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно. Более правилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном - это специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?). Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки.
Лucm ответов ДДО
Фамилия, имя __________________________________
Класс _________________
Человек - природаЧеловек - техникаЧеловек - человекЧеловек - знаковая системаЧеловек - художественный образ1а1б2а2б3а3б4а4б5а5б6а6б7а7б8а8б9а9б10а10б11а11б12а12б13а13б14а14б15а15б16а16б17а17б18а18б19а19б20а20бОбработка данных опросника
В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов - во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.
Комментарии: