Золтан Дьенеш (1916–2014 гг.) – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.
Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.
Теория основана на шести стадиях математического познания
Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путем проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения ее правил – важнейший педагогический «трюк».
Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т. д., что подводит ребенка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.
Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.
Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.
Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.
Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.
Логические блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.
Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.
С чего же начать?
Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?
Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:
- сначала учим детей выявлять свойства;
- затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
- переходим к классификации, обобщению;
- осваиваем логические операции и язык символов.
Как играть (варианты занятий)
Теоретически первые самые простые варианты подходят для самых маленьких, а последние – для детей постарше. Но не обязательно привязывать варианты к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу. Снова и снова играйте в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей двух-четырех лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме: скажем, не просто разбирать блоки по цветам, а собирать «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанную ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать для мышки «мостики» через речку.
Знакомство со свойствами
Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.
«Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим ребенка, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.
«Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим малыша отделить все круги, затем все синие предметы и т. д.
«Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем просим найти «не такой же».
Более сложный вариант этой игры – показываем ребенку блок и предлагаем ему найти такие же, как этот, блоки, но уже по двум свойствам (например, размер и цвет). То есть: «Найди такие же, как этот, блоки: все синие и квадратные».
Еще одна «ступенька вверх» – усложнение критериев поиска. Просим найти все такие же, как этот, блоки, но с двумя одинаковыми свойствами и одним отличающимся. То есть, например, нужно выбрать блоки одной формы и цвета, но разного размера.
«Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться от остальных по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, какой именно блок лишний, и обязательно спрашиваем, почему.
Сравнение по свойствам
Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками.
После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники)? А что получил маленький зайчик?
«Кто быстрей». Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями: кто быстрее соберет больше красных блоков или кто быстрее соберет блоки своего цвета. Например, вы собираете все желтые, малыш – все синие.
Более сложный вариант – собрать на скорость все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольных или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки, у которых один общий признак, но и исключить из них часть «неподходящих».
«Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.
Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, сначала ребенок кладет желтый круг, но следующей фигурой должен быть желтый блок, но не круг, либо круг, но не желтый (к примеру, синий квадрат). Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.
Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого по всем четырем свойствам.
Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало (один блок) и конец (абсолютно другой блок). Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.
«Не свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не блоки»: все не синие или не треугольные.
«Угадай-ка». Для этой игры нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, родитель) берет один блок и так, чтобы ребенок не видел, прячет его в мешочек. Малыш должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура желтая?», «Она прямоугольник?» и т. п.
Классификация, логические операции
Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.
Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки два-три (можно начать с двух) не пересекающихся пространства, например круга. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, а во второй – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этими понятиями.
Следующее задание – работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а, например, все треугольные – вне его.
И еще одна игра с областями. Рисуем (или выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков, например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные – в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить: все не синие и не квадратные блоки (какие именно – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так-то просто, между прочим, как кажется!
Если ребенку тяжело поначалу справляться с этим заданием самому, можно начать с другого конца. Вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагаете назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, внутри второго круга, внутри двух кругов одновременно и вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.
«Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и не свойств. Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не желтых прямоугольных блока, на них стоят не круглые и не синие блоки. Затем – желтые не треугольные, не тонкие, а на вершине – не квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). Можно устроить соревнование: вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость, и правильность исполнения тоже учитывается при оценке.
Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники. А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.
По материалам открытых источников